bot писал(а):
..., а зачем?
Меня в свое время удивило, что в VII книге “Начал”, которая есть как бы первый учебник по теории чисел, нет ни слова ни о делителях, ни о делимости. Термина “наибольший общий делитель” там тоже нет.
Хотя по всеобщему мнению, теория делимости для натуральных чисел, которую мы сейчас знаем, основана на материале VII книги.
Вместо “делимости” в VII книге всюду говорится об “измеримости”.
В связи связи с этим хотелось бы рассмотреть какую-нибудь по-возможности “минимальную” алгебраическую систему, в рамках которой можно было бы провести различие между отношением “делимости” и отношением “измеримости” (наподобие рассмотренной выше системы
.
------------------------
И еще один сопутствующий вопрос. О соотношении аддитивных и мультипликативных конструкций при построении “теории делимости”. Можно ли построить полноценную теорию делимости для натуральных чисел не вводя операции умножения в арифметику Пресбургера?
Обычно при построении теории делимости для натуральных чисел используют “алгоритм Евклида”. В современной формулировке этого алгоритма в нем используется операция умножения.
Однако “алгоритм Антанаиресис”:
Б. Л. ван дер Варден. Пробуждающаяся наука.
Математика древнего Египта, Вавилона и Греции.
Гос. издательство физико-математической литературы,
М.:, 1959, сс. 176 — 177:
Цитата:
Для определения общей наибольшей меры двух взаимоизмеримых величин
и
греческая математика знает способ попеременного вычитания (antanairesis): меньшую величину, например,
, вычитают из большей, так что получаются две новые величины
и
, затем снова меньшую вычитают из большей и т. д.
Если существует общая мера, то этот процесс неизбежно приведет к двум равным величинам
, каждая из которых и есть общая наибольшая мера. В VII книге "Начал" этот метод применяется для нахождения общего наибольшего делителя чисел, а в начале книги X — для произвольных величин, чтобы установить, имеется ли у них общая мера и если да, то какова она.
который эквивалентен по своим возможностям алгоритму Евклида, формулируется исключительно в аддитивных терминах. По этой причине мы можем очень просто определить в “полугруппе Пресбургера”
понятие идеала (адаптируя соответствующее понятие из теории колец):
http://en.wikipedia.org/wiki/Ideal_(ring_theory)
Подмножество
множества
чисел есть идеал полугруппы
iff выполняются следующие два условия:
(i) если
, то
;
(ii) если
и
, то
.
Т. е. понятие идеала определено исключительно в аддитивных терминах.
Однако мы можем считать идеалы двойниками натуральных чисел и тогда отношение делимости будет моделироваться просто отношением теоретико-множественного включения идеалов. Как хорошо известно, в пространстве идеалов можно построить полноценную теорию делимости для натуральных чисел.
При этом операцию умножения на множестве
мы нигде не использовали.
В свете этого кажется логичным начинать построение иерархии числовых систем с арифметики Пресбургера, а не с арифметики Пеано. Кронекер в своем высказывании о том, что создал Бог, а что является делом рук человеческих, кажется, несколько промахнулся.