2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
 Определение координат (метод поворотных матриц)
Сообщение26.02.2009, 15:03 


14/08/08
45
Здравствуйте, помогите разобраться с такой задаче.
Изображение
Изображение Изображение
Дан отрезок ОА длиной равной l. Координаты точки О (0,0,0) точки А (0,0,l) рис.а. Сначала отрезок ОА поворачивают относительно оси ОХ на угол $\alpha$ (рис. б), затем отрезок ОА поворачивают относительно оси ОY на угол $\beta$ (рис. в).
Необходимо определить координаты точки А.

Само решение как я полагаю такое, составляем матрицу поворота:
1. относительно оси ОХ на угол $\alpha$ (рис. б)
$\begin{pmatrix} 
1 & 0 & 0 \\
0 & \cos\alpha & -\sin\alpha \\
0 & \sin\alpha & \cos\alpha \\
\end{pmatrix}$
2. относительно оси ОY на угол $\beta$ (рис. в)
$\begin{pmatrix} 
cos\beta & 0 & -sin\beta \\
0 & 1 & 0 \\
sin\beta & 0 & \cos\beta \\
\end{pmatrix}$
Затем, мы можем или умножить матрицу 1 на матрицу 2
$\begin{pmatrix}
cos\beta & 0 & -sin\beta \\
 -sin\alpha \cdot sin\beta & cos\alpha & -sin\alpha \cdot cos\beta \\
cos\alpha \cdot sin\beta & sin\alpha & cos\alpha \cdot cos\beta \\
\end{pmatrix}$

или умножить матрицу 2 на матрицу 1
$\begin{pmatrix}
cos\beta & -sin\beta \cdot sin\alpha & -sin\beta \cdot cos\alpha \\
0 & cos\alpha & -sin\alpha \\
sin\beta & cos\beta \cdot sin\alpha & cos\beta \cdot cos\alpha \\
\end{pmatrix}$

Вот тут у меня и возникает вопрос, какой результат умножения матриц является правильным чтобы применить его в дальнейших расчетах.
И почему поворачиваем на одни и те же углы но умножаем в разном порядке получаем разные результаты. С математической точки зрения понятно что умножаем матрицы в разном порядке и получаем разные результаты, но вот с точки зрения физики процесса не понятно углы те же а результаты разные. Может метод поворотных матриц не совсем точен, и координаты точки А можно найти более точным способом, ну или не таким двояким.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.02.2009, 15:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Здесь недавно обсуждалось, что в трёхмерном пространстве операции поворота не коммутируют :(
В самом настоящем физическом смысле.
Алгебраически: группа поворотов пространства, размерности больше 2, некоммутативна.
Так что Вам придётся каждый раз определять, какой из поворотов выполняется первым.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.02.2009, 15:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7068
Вы учтите, что вектор, на который действуют матрицы, находится справа ( в записи произведения). Далее, слева от него, матрица первого поворота. А слева от них - матрица второго поворота. Так что, надо матрицу второго поворота умножить на матрицу первого поворота.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.02.2009, 19:07 


14/08/08
45
Спасибо за разъяснения, я понял что надо умножать матрицу 2 на матрицу 1, но я для интереса решил определить координаты точки А и умножением матрицы 1 на 2, и еще графическим способом в чертежной программе Компас (построение в трехмерном пространстве) и получил такие результаты:
а) умножение матрицы 2 на матрицу 1
X: -68.783мм
Y: -55.669мм
Z: 390.089мм

б) умножение матрицы 1 на матрицу 2
X: -69.459мм
Y: -54.823мм
Z: 390.089мм

в) графическим способом
X: -69.4593мм
Y: -55.6692мм
Z: 389.9697мм

Я считаю, что графической программе показываются истинные координаты т. А (также товарищ нарисовал в др. графической программе получил те же координаты), получается что этому методу максимально соответствует значение X из группы б), и значение Y из группы а), а значение Z одинаково для группы а) и группы б).

Можно ли как то математически обосновать что для дальнейших расчетов при умножении матрицы 2 на матрицу 1 (группа а) значение X будем брать из умножение матрицы 1 на матрицу 2 (группа б).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.02.2009, 20:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
"Возводил 2 в степень 5 - получил 32. Возводил 5 в степень 2 - получил 25.
- А можно я возьму первую цифру от одного числа, а вторую - от другого?"

...вот примерно столько же смысла и в этом.
Если серьёзно, поверните на какие-нибудь заметные углы, а то разницу еле видно.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.02.2009, 23:55 


11/07/06
201
stuk в сообщении #189839 писал(а):
Можно ли как то математически обосновать что для дальнейших расчетов при умножении матрицы 2 на матрицу 1 (группа а) значение X будем брать из умножение матрицы 1 на матрицу 2 (группа б).


Ваши выводы неверны. Повороты некоммутативны. Вот и все. Разная последовательность применения операторов поворота вычисляет вообще говоря разные векторы. Что у них там совпало в частном случае неважно.

stuk в сообщении #189839 писал(а):
Я считаю, что графической программе показываются истинные координаты..


Truth is out there...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.02.2009, 19:46 


14/08/08
45
ИСН в сообщении #189887 писал(а):
Если серьёзно, поверните на какие-нибудь заметные углы, а то разницу еле видно.

А смысл поворачивать на заметные углы, главное что эта разница есть и как объяснить что координатам полученным графическим методом соответствуют абсцисса из умножения матрицы 1 на матрицу 2 (группа б), а ордината из умножении матрицы 2 на матрицу 1 (группа а). Или это просто совпадение???

Really в сообщении #189960 писал(а):
Truth is out there...

А можно какие то аргументы. Я понимаю, что мои аргументы о том что графически координаты были найдены в двух разных программах и результаты оказались одинаковыми может конечно и не фонтан, но неужели это просто совпадение?

Правильно ли я понимаю что на практике не имеет значение на какой угол $\alpha$ или $\beta$ сначала поворачивают стержень АО в итоге он займет то же положение в пространстве? (Ну а при расчетах понятно что из за некоммутативности поворотов необходимо знать на какой угол сначала поворачивают отрезок.)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.02.2009, 20:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Нет, на практике тоже имеет значение порядок поворотов.
Это можно увидеть в любой программе трехмерного моделирования, в той же 3d Max...

 Профиль  
                  
 
 Поворот относительно оси (прямой)
Сообщение22.04.2009, 10:44 


14/08/08
45
Здравствуйте, помогите пожалуйста решить такую задачу.
Изображение
Имеется два отрезка ОА и ОВ. Точка О их общее начало и начало координат XYZO. Точка В имеет координаты (c, d, e). Отрезок ОА повернут относительно оси OX на угол $\alpha$, и относительно оси OY на угол $\beta$. Затем отрезок ОВ поворачивают относительно отрезка ОА на угол $\gamma$.
Необходимо определить координаты точки В.

Если бы поворот был относительно оси OZ то понятно что подошла бы такая матрица поворота относительно оси OZ

$ \begin{pmatrix} 
\cos\gamma & \sin\gamma & 0\\ 
-\sin\gamma & \cos\gamma & 0\\
0 & 0 & 1 \\
\end{pmatrix}$

Но вот как в этой матрице задействовать углы $\alpha$ и $\beta$ отрезка ОА даже и не представляю.

// Близкие темы соединены. / GAA

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.04.2009, 12:46 
Заслуженный участник


12/07/07
4522
Я так понимаю, что $\gamma$ — это угол вращения вокруг отрезка $OA$, а $\alpha$ и $\beta$ — это углы между вектором $OA$ и осями $OX$ и $OY$, соответственно.

Приведу очевидную схему решения.
1. Задайте вторую систему координат $(X'Y'Z')$, в которой ось $OZ’$ будет сонаправлена с вектором $OA$.
2. Найдите координаты точки $B$ в этой системе координат.
3. Найдите координаты точки $B$ (в системе $(X'Y'Z')$) после поворота на угол $\gamma$ вокруг оси $OZ’$.
4. Найдите координаты точки $B$ в исходной системе координат.

При вставке широкого рисунка, в зависимости от разрешения монитора, может нарушиться форматирование страницы. stuk, пожалуйста, разбейте рисунок сообщения Определение координат (метод поворотных матриц) на три рисунка (отдельно a, б, и в).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.04.2009, 13:54 


14/08/08
45
GAA в сообщении #206964 писал(а):
разбейте рисунок сообщения Определение координат (метод поворотных матриц) на три рисунка (отдельно a, б, и в).

Нема питань сделал.

И спасибо за схему решения, буду пробывать.

 Профиль  
                  
 
 Точность формулировок помогает.
Сообщение22.04.2009, 14:26 


29/09/06
4552
Нечаянно испортил сообщение.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.04.2009, 10:41 


14/08/08
45
Поумножал я эти матрицы и конечная формула получилась не маленькая :shock: . И теперь вспомнил про коммутативность матриц и хочу уточнить не напутал ли я чего. Правильно ли я понимаю что матрицы будут расположены в зеркальном отображении от схемы решения предложенной GAA т.е. сначала идет транспонированная матрица $4$ для перехода в основную систему координат т.е $4=2^T$, затем матрица $3$ поворота относительно оси $OZ'$ и в конце матрица $2$ для нахождения координат точки В в дополнительной системе.

P.S. цифры это номера пунктов схемы решения

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.04.2009, 12:07 


29/09/06
4552
Мне несколько трудно врубиться в реализацию решения GAA, но Вы можете проверить своё решение с помощью готовой формулы, которую я Вам чуть выше предложил
Алексей К. в сообщении #206991 писал(а):
Возможно, Вам сгодится формула для поворота вокруг произвольной оси.
в которой уже все повороты в правильном порядке учтены.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.04.2009, 12:53 


14/08/08
45
Алексей а можно по подробней что за с, d, e. А то с английским я не очень дружу и трудно перестроиться с одного метода решения на другой.
u_x, u_y, u_z это радиус вектор точки А?

Добавлено спустя 3 минуты 20 секунд:

Тамара может правильнее будет ваш вопрос расмотреть в отдельной теме :roll: Чтоб ни кого не путать.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 53 ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group