2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Модульная арифметика (задача про обезьяну)
Сообщение25.02.2009, 15:04 


13/02/09
24
Задача:
Пять путешественников остановились на ночлег. Они везли с собой мешок орехов и обезьяну. Ночью один из них проснулся, подошел к мешку и разделил орехи на 5 равных частей, причем один орех остался лишним. Он отдал обезьяне лишний орех, съел свою долю и снова лег спать. Потом проснулся второй путешественник и, не зная о поступке первого, проделал то же самое. Потом это же сделали по очереди остальные три путешественника. Когда утром оставшиеся орехи разделили на 5 равных частей, снова остался один орех для обезьяны. Сколько было орехов?

Решение:
Число орехов, если бы оно не менялось после описанных операций: $\frac 4 5(x-1)=x$ => $x=-4$
Число орехов, если бы не было лишних для обезьяны: любое число кратное $5^6$

Ответ: $-4+5^6k$, где $k$ - любое натуральное число.

Вопрос: не очень понятна логика решения, особенно эти "если", вроде как уходим от условия задачи. Растолкуйте, пожалуйста.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 15:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А Вы представьте, что все орехи, мы разделили на две кучки. И делили бы на пять частей каждую кучку.
Но при этом чтобы первая кучка после делёжки и отдания ореха обезьяне не менялась.
А вторая всё время делилась на 5 частей поровну. То есть содержала $5^6 k$ орехов.
Вот в первой кучке и получается -4 ореха. Если я отдам один орех обезьяне, то станет -5 орехов. Я заберу -1 и станет снова -4 :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 15:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7135
С трудом представляется процесс поедания своей доли, т.е. минус одного ореха. Интересно, каким местом организма оно (поедание) происходит?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 16:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Отрицательное поедание? Хм... Да...
Впрочем, можете представить, что это не реальные орехи, а просто ореховые счета в ореховом банке.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 16:14 


13/02/09
24
gris писал(а):
Но при этом чтобы первая кучка после делёжки и отдания ореха обезьяне не менялась.


В каком смысле "не менялась"? Сколько было- столько и осталось? Т.е. было 7 орехов, 3 скормили обезьяне и 7 осталось?

Правильно ли я понимаю, что обезьяна, в общей сложности, съела 6 орехов?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 16:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Было -1 и останется -4. Потому что Вы берёте из кучки -1 орех, что означает, что Вы кладёте туда один орех и его же отдаёте обезьянке. Остаётся столько же орехов.

Добавлено спустя 2 минуты 43 секунды:

Обезьяна каждый раз ест по одному ореху. Всего она съест 6 штук.

Добавлено спустя 3 минуты 28 секунд:

Это не единственный метод решения. Просто Вы просили растолковать его логику. Это решение хорошо тем, что распространяется на любое количество путешественников.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 16:43 


13/02/09
24
Откуда получилось, что было -1?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 17:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Если какое-то количество орехов не делится на 5, то мы убираем из него орехи по одному, пока оно не станет делиться на 5.
-4 не делится на 5. Уберём 1 орех. Станет -5. разделим на 5. Получим -1. Вычтем -1 из -5, получим -4. Наша кучка не изменилась и ждёт следующего путешественника.

Но это решение, оно немного шутливое. Если написать всё формально, через модули, то никаких отрицательных орехов там, разумеется не будет.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 17:35 


13/02/09
24
gris писал(а):
-4 не делится на 5. Уберём 1 орех. Станет -5. разделим на 5. Получим -1. Вычтем -1 из -5, получим -4. Наша кучка не изменилась и ждёт следующего путешественника.


Это я понял. Было -4 ореха. Один отдаем обезьяне, получаем -5 орехов. Делим на пять и съедаем свою долю: $-5-(-1)=-4$

Не понял другое. Введя условие, что кол-во орехов остается постоянным, мы тем самым, изменили условие задачи. Разве не так?

Если Вас не затруднит, привидите, пожалуйста, дополнительно другое решение, с модулями. Может быть оно прояснит ситуацию.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение25.02.2009, 19:35 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Мы не меняем условие. Мы же делим орехи на две кучки. Одна не меняется, а другая меняется ( уменьшается каждый раз на пятую часть).

Если, например, я хочу разделить число пополам, то я могу разложить его на две части, каждую разделить пополам, а потом сложить.

С модулями (т.е. сравнениями по модулю) я боюсь написать неточно.

Но тем не менее, попробую.
Итак, пусть у нас имеется натуральное число $N_1\equiv_5 1$
Определим рекурсивную функцию
$N_{i+1}=  \frac{4(N_i -1)}{5}$.

Определить вид $N_1$, если $N_i>5$ и $N_i\equiv_5 1$ для $i=2;3;4;5;6;$

Решение.
По условию задачи после последней делёжки остался ровно один орех. Это равносильно утверждению, что $N_7$, если его рассчитать, будет натуральным числом, хотя и не обязательно $N_7\equiv_5 1$
Определим $M_i = N_i+4$, то есть $N_i = M_i-4$.
Подставив в уравнение, получим $M_{i+1} -4=\frac{4(M_i -4 -1)}{5} = \frac45 M_i-4$, откуда $M_i=\frac54 M_{i+1}$, а
$M_1=5^6\cdot\frac {M_7}{4^6}$

Поскольку $N_7$, а значит и $M_7$ натуральное число, то имеем
$M_1=5^6k$, а
$N_1=5^6k - 4, \quad k\in\mathbb N$.

Но с отрицательными орехами веселее.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.02.2009, 00:49 


13/02/09
24
Если я правильно понял, то $N_i$ физически - это количество орехов после $i$-ой операции с ними. А что такое $M_i$ физически? И почему оно равно $N_i-4$, а, скажем, не $N_i-11$?

По формуле вроде так получается: $M_1=\frac54 M_2=(\frac54)^2 M_3=(\frac54)^3 M_4=(\frac54)^4 M_5=(\frac54)^5 M_6$
Поправте меня, если я ошибаюсь.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение26.02.2009, 11:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Вы правы насчёт $M_6$. Я поправил решение.
Нам же необходимо, чтобы $N_6$, то есть число орехов перед последней делёжкой, было не просто целое, а еще и давало в остатке 1 при делении на 5. То есть просто целым должно быть число орехов, доставшихся каждому путешественнику, а значит и четырём из них, то есть как бы $N_7$.
При таком подходе физический смысл несущественен, ведь мы от орехов перешли к отвлечённым реккурентным соотношениям.
Идея решения в разложении начального числа на два слагаемых, одно из которых не меняется при последовательном применении реккурентной формулы, а второе генерирует геометрическую прогрессию.

Попробуйте получить ещё более понятное решение, если взять за неизвестное $k$ число орехов, полученных каждым путешественником на последней делёжке. И продвигаться назад к исходному числу орехов.

Вообще осторожно предложу познакомиться с разностными уравнениями.
Либо почитать книгу Маркушевича "Возвратные последовательности".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group