6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера∗:
Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели
Можно не рисовать круги, а изобразить многомерное множество:
(спортивное снаряжение(мяч (детский, баскетбольный),гантели)).
Скобками заменили окружности.
Или изобразить дерево понятий:
1.спортивное снаряжение
1.1. гантели
1.2. мяч
1.2.1 баскетбольный мяч
1.2.2 детский мяч
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые
задачи): а) б) в)
А В С А В С А В С
Не совсем понятно задание. Возможно так:
а) б) в) - "последовательность"
А В С А В С А В С - "периодическая последовательность".
8. Ограничьте и обобщите понятие: Таблица.
Ограничение понятия (определения понятия) - выделение видового признака (прямоугольность) таблицы, отличающего этот объект из ряда однородных ему объектов (контейнеров (таблица, круговая диаграмма, и т.д.).
"Таблица - контейнер, имеющий прямоугольную структуру".
Обобщение понятия "таблица" - указание разновидности таблиц, каждая из которых имеет свой видовой признак).
"Таблица (нульмерная (один элемент), одномерная(строка), двумерная (строки, столбцы), трехмерная(страница, строки, столбцы), и т.д)".
10. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Автомобиль, человек.
Модусы (модели) могут быть любыми: "В определении понятий (логической операции) нет приоритетов и авторитетов, кроме полежащего и сказуемого".
"автомобиль - моя любимая вещь" (частное определение)
"автомобиль - телега с двигателем внутреннего сгорания" (более общее определение)
"автомобиль - вид транспорта" (еще более общее определение)
Таким же образом определим человека ( по собственному разумению (модусу или модели или основанию)).
14. Определите тип суждения по характеру предиката:
Самая удаленная точка Вселенной не существует.
Предикт (сказуемое) - отрицательный по характеру, категорический по квантору.
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Все преступники этой группы наказаны “по заслугам”.
"Не все преступники этой группы наказаны" (частичное противоречие)
"Преступники этой группы не наказаны" (полное противоречие).
39.∗ Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а
затем индукцию.
Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом.
Если тезис таков: "Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом", то мы не видим самого рассуждения, а только ссылку на него. Требуется уточнение задания.
40.∗ Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все дети едят много сладкого.
Если подлежащее (субъект, предмет) - "все дети", то предикт (сказуемое) - "едят", дополнение - "сладкое", определение - "много", то можно опровергать тезис косвенно (опровергая части тезиса) или опровергнуть прямо: "Дети не едят сладкого". Можно более категорично: "Дети - не едят". Косвенное опровержение:" не все дети", "не много едят".
38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.
Дедукция (посылки - как аксиомы, вывод - как теорема):
"законы физики друг от друга не зависят".
"закон Ома и закон Гука - физические законы"
Вывод: "Закон Ома не зависит от закона Гука".
Предположение - вероятностное утверждение, не обязательно истиное
Индукция (из наблюдения делается предположение о закономерности):
" поскользнулся - упал, поскользнулся - упал"
"сколько раз поскользнулся - столько раз упал"
Вывод: "поскользнулся - упадешь наверняка"
Аналогия (из наблюдения за подобными субъектами делаем предположение для себя в подобной же ситуации):
"По окончании ВУЗа люди получают дипломы".
" Я учусь в ВУЗе, по его окончании тоже получу диплом".
....
Не все задания выполнены верно (нет гарантии), хотя выполнены по некоторым правилам.
Не бойтесь делать ошибки, пока учитесь. На ошибках учатся.
Если бы была заявлена тема "формальная логика", то следовало отвечать на вопросы задания однозначно (как в математике).