Мне нужна программа в С (не С++), небольшой тест. У меня есть пример выполненной работы, но нужно сделать свою, и концептуальную модель и тест и все таблички, всё примерно как там, но в другом направлении.... Я надеюсь на помощь, т.к. сама в этом ничего не смыслю... а.. и ещё очень нужна блок схема к программе- тесту....
Система — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении — порядок, определенный правильным расположением частей и их взаимосвязями. В настоящее время термин “система” относится к наиболее употребляемых. Это объясняется тем, что за ним стоит развитая методологическая традиция, которая характеризирует сложившийся в течение всей интеллектуальной истории человечества, и особенно в последние десятилетия, очень эффективный стиль мышления. Системное мышление —это мышление современного человека.
Инженерия знаний – это область информационной технологий, цель которой – накапливать и применять знания, не как объект обработки их человеком, но как объект для обработки их на компьютере. Для этого необходимо проанализировать знания и особенности их обработки человеком и компьютером, а также разработать их машинное представление. К сожалению точного и неоспоримого определения, что собой представляют знания, до сих пор не дано. Но тем не менее цель инженерии знаний – обеспечить использование знаний в компьютерных системах на более высоком уровне, чем до сих пор – актуальна. Но следует заметить, что возможность использования знаний осуществима только тогда, когда эти знания существуют, что вполне объяснимо. Технология накопления и суммирования знаний идет бок о бок с технологией использования знаний, они взаимно дополняют друг друга и ведут к созданию одной технологии, технологии обработки знаний.
Приобретение знаний реализуется с помощью двух функций: получения информации извне и ее систематизации. При этом в зависимости от способности системы обучения к логическим выводам возможны различные формы приобретения знаний, а также различные формы получаемой информации. Форма представления знаний для их использования определяется внутри системы, поэтому форма информации, которую она может принимать, зависит от того, какие способности имеет система для формализации информации до уровня знаний. Если обучающаяся система совсем лишена такой способности, то человек должен заранее подготовить все, вплоть до формализации информации, т. е. чем выше способности машины к логическим выводам, тем меньше нагрузка на человека.
Функции, необходимые обучающейся системе для приобретения знаний, различаются в зависимости от конфигурации системы. В дальнейшем при рассмотрении систем инженерии знаний предполагается, что Существует система с конфигурацией, показанной на рис.1, которая включает базу знаний и механизм логических выводов, использующий эти знания при решении задач. Если база знаний пополняется знаниями о стандартной форме их представления, то этими знаниями также можно воспользоваться. Следовательно, от функций обучения требуется преобразование полученной извне информации в знания и пополнение ими базы знаний.
Рис.1 Базовая структура систем обработки знаний
Можно предложить следующую классификацию систем приобретения знаний, которая будет опираться на способность системы к восприятию знаний в разных форматах, качественно различающихся между собой и способностью к формализации (рис 2).
Рис 2. Классификация методов приобретения знаний.
Категорию А можно назвать обучением без выводов или механическим запоминанием, это простой процесс получения информации, при котором необязательны функции выводов, а полученная информация в виде программ или данных используется для решения задач в неизменном виде. Другими словами, это способ получения информации, характерный для существующих компьютеров.
Категория Б—это получение информации извне, представленной в форме знаний, т. е. В форме, которую можно использовать для выводов. Обучающейся Системе необходимо иметь функцию преобразования входной информации в формат, удобный для дальнейшего использования и включения в базу знании.
Приобретение знаний на этом этапе происходит в наиболее простой форме: это знания, предварительно подготовленные человеком во внутреннем формате, какими являются большинство специальных знании, изначально заданных в экспертных системах. В случае прикладных систем инженерии знаний необходимо преобразовать специальные знания из какой-либо области в машинный формат, но для этого нужен посредник, хорошо знающий как проблемную область, так и инженерию знаний. Таких посредников называют инженерами по знаниям. В общем случае для замены функции посредника можно использовать и специальные подпрограммы. Т.е. необходимо иметь функции выводов достаточно высокого уровня, но можно ограничиться и выводами на сравнительно низком уровне, а остальное доверить человеку — в этом и состоит приобретение знаний в диалоге. Примером служит хорошо известная система TEIRESIAS. Это система-консультант в области медицины, разработанная на базе системы MYCIN. Специалисты в проблемной области являются преподавателями обучающейся системы, а ученик — система инженерии знаний — изучает ответы на поставленные задачи и корректирует те правила в базе знаний, которые ранее приводили к ошибкам. Для подготовки знаний в экспертной системе необходимы вспомогательные средства типа редактора знаний, причем в процессе приобретения знаний в диалоге не только редактируются отдельные правила и факты, но и восполняются недостатки существующих правил, т. е. ведется редактирование базы знаний.
Если знания заданы во внешнем формате, например на естественном языке, то следует преобразовать их во внутренний формат. Для этого необходимо понимать внешнее представление, т. е. естественный язык, графические данные и т. п. Фактически приобретение знаний и их понимание тесно связаны. Проблема понимания сводится не только к преобразованию структуры предложений — необходимо получить формат, удобный для применения.
Аналогичная проблема — преобразование во внутренний формат советов, подсказок по решению задач, что называется «операционализацией» знаний В этом заключается центральная проблема искусственного интеллекта; она, в частности, изучает преобразование советов, подсказок, представленных в терминах проблемной области, в процедуры. Например, система UNDERSTAND выполняет операционализацию представления задачи о ханойской башне на английском языке путем построения соответствующих состояний и операций, приводящих к этим состоякиям.
Концептуальнная модель:
Рис 3. Концептуальнная модель системотологии
Системный метод реализует познавательную и методологическую функции, а системная теория — объясняющую и систематизирующую. Таким образом, системность выступает в качестве инструмента познавательной деятельности, значительного арсенала конкретных методов познания всего сущего. Системная теория как знание о системах накапливает их, приводит в порядок и использует для объяснения систем различной природы. Развитие аспектов системности особенно интенсивно началось со второй половины ХХ ст. Значительную роль в этом сыграла научнотехническая революция. Многообразные и кардинальные открытия в области науки в значительной степени были вызваны системным мировоззрением и широким применением системного анализа. Последовавшая за научной техническая революция также была обусловлена системным подходом в создании технических нововведений. Наконец, успехи производства также обусловлены системностью.
Можно с уверенностью констатировать, что ХХ в. был не только веком покорения атома и сотворения компьютера. Главное его достижение — создание системного мировоззрения, системного метода получения знаний, которые в конечном итоге предопределили и мирное использование атомной энергии, и появление компьютера, и еще сотни тысяч достижений в области науки, техники, производства, политики и культуры.
В эти годы начала оформляться общая теория систем, а также частные теории. В последующем стало происходить выделение прикладной области системного знания — системотехники как прикладного, инженерного направления знаний о системах. Постепенно различные виды системных теорий интегрируются в системологию, которая включает в себя общую теорию систем, частные и отраслевые теории систем, системотехнику. Сущность системологии заключается в том, что она представляет собой интегральную науку о системах. Общая теория систем интегрирует наиболее обобщенное знание о системах. Она находится под воздействием двух наук: философии, которая дает ей обоснование категориального аппарата, методы и приемы познания, качественное видение систем, и математики, обеспечивающей количественный анализ систем. Огромную роль в развитии общей теории систем играют логика, теория множеств, кибернетика и другие науки. Отраслевые теории систем раскрывают специфику систем различной природы. Речь идет о теории физических, химических, биологических, экономических, социальных систем, которые курируются соответствующими отраслями наук. Специальные теории систем направлены на отражение их отдельных сторон, аспектов, срезов, этапов. Они находятся под влиянием соответствующих теорий. Например, теория диссипативных систем, теория переходных систем, теория эволюции систем и т.п.
Наконец, системология (прикладная инженерная дисциплина) находится под воздействием техники, моделирования, проектирования и конструирования, т.е. технической, биологической, информационной и социальной инженерии (рис. 3).
Функционально – структурная модель:
Рис 4. Функционально – структурная модель коефицента на интелигентность
Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека относительно среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ определяют мыслительные способности, а не уровень знаний («эрудированность»). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
IQ-тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов со средним значением IQ, равным 100. 50 % людей имеют IQ между 90 и 110, по 25 % — ниже 90 и выше 110. Выпускники американских ВУЗов имеют IQ со значением 115, отличники — 135—140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
IQ-тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов
Понятие коэффициента интеллекта ввёл В.Штерн в 1912 году. Штерн обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил определять относительную пару (частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический). IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.
Каждый тест состоит из нескольких задач. Сложность задач меняется по нарастанию их позиции в тесте. По результатам теста подсчитывается IQ.
Коэффициент интеллекта (IQ) - Intelligence quotient, т.е. коэффициент интеллекта - отношение умственного возраста к хронологическому возрасту индивида, выраженное в процентах. К.и. сугубо относительный показатель: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста интеллекта и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого.
Интеллект среднего человека составляет 100 условных единиц (половина решенных задач). Интеллект человека, полностью ответившего на все задания, соответствует 200 единицам.
Экпериментальная модель:
#include<stdio.h>
#include<conio.h>
void main()
{
textmode(C80);
textbackground(0);
char c;
int i,n,R,B[11], A[11]={1,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1 };
while(1)
{
window(5,3,75,20);
gotoxy(5,5);
textbackground(0);
textcolor(5);
cprintf("Й");
for(int i=0;i<60;i++)
cprintf("Н");
cprintf("»");
int x=5, y=5;
for(i=0;i<10;i++)
{gotoxy(x,++y);
cprintf("є");
gotoxy(x+61,y);
cprintf("є");}
gotoxy(x,++y);
cprintf("И");
for(i=0;i<60;i++)
cprintf("Н");
cprintf("ј");
window(10,8,69,16);
textbackground(9);
textcolor(4);
clrscr();
_setcursortype(_NOCURSOR);
cprintf("Dobrii Deni! IQ test !!! ");
getch();
n=0;
while(n<11)
{
int k=0;
gotoxy(2,2);
clrscr();
switch (n)
{
case 0 : {cprintf("I.V kakoi strane rodilsea Wolfgang Amadeus Mozart?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.Avstria 2.Avstralia 3.Germania "); break;}
case 1 : {cprintf("II.Kakoe more raspolojeno mejdu Evropoi i Afrikoi?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.Sredizemnoe 2.Krasnoe 3.Berengovo "); break;}
case 2 : {cprintf("III.V kakoi strane nahoditsea samii bolishoi park v mire?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.Canada 2.USA 3.Russia "); break;}
case 3 : {cprintf("IV.Kto pridumal kontaktnie linzi?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.Leonardo da Vinci 2.Vincent van Goch 3.Pablo Picasso "); break;}
case 4 : {cprintf("V.V kakoi forme televizor prinimaet signali?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.analogovii 2.digital 3.sinhronii "); break;}
case 5 : {cprintf("VI.Cto oznacaet *Evrika*?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.nashel 2.prishel 3.ushel "); break;}
case 6 : {cprintf("VII.Kto izobrajen na 100 dollarovoi kupiure USA?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.Benjamin Franklin 2.Washington 3.Linkoln "); break;}
case 7 : {cprintf("VIII.V kakom monastire raspolojena mogila Stefana cel Mare?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.Putna 2.Hincu 3.Capriana "); break;}
case 8 : {cprintf("IX.Samaia bolishaia planeta solnecnoi sistemi?");
gotoxy(5,5); cprintf(" 1.Jupiter 2.Saturn 3.Mercurii "); break;}
case 9 : {cprintf("X.Samaia malenikaia casti atoma?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.electron 2.ion 3.proton "); break;}
case 10: {cprintf("XI.Stolita Kosta Riki?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.San Jose 2.San Hose 3.San Lose "); break;}
case 11: {cprintf("XII.Samii bolishoi cvetok?");
gotoxy(5,5); cprintf("1.Rafflesia 2.Syntosia 3.Rosia "); break;}
}
k=6;
while(k==6)
{
gotoxy(5,7);
cprintf("Otvet: ");
c=getch();
if(c==27) break;
if(c==49) k=1; else
if(c==50) k=2; else
if(c==51) k=3; else {cprintf("Takogo varianta net"); getch(); k=6;
delline();}
}
if(c==27) break;
cprintf("%d",k);
getch();
if(A[n]==k) B[n]=1; else B[n]=0;
n++;
}
clrscr();
_setcursortype(_NOCURSOR);
textcolor(4);
cprintf("Rezulitati testa: ");
R=0;
for(i=0;i<11;i++)
R=R+B[i];
textcolor(128+5);
gotoxy(8,5);
if (R>9) { cprintf("U vas visokii uroveni IQ!");
gotoxy(8,6); cprintf("Vi obrazovanii celovek."); }
else if(R<6) cprintf("U vas nizkii uroveni IQ!");
else {cprintf("U vas srednii uroveni IQ!");
gotoxy(8,6); cprintf("Zagleanite v vashu biblioteku!"); }
getch();
clrscr();
textcolor(4);
gotoxy(5,2);
cprintf("Jelaete proiti test eshe raz?");
gotoxy(5,6);
cprintf("Enter-Da");
gotoxy(5,7);
cprintf("ESC-Vihod");
int c=getch();
if(c==27) break;
}
}
Результат программы:
Вывод: В теории систем, или научном знании о системах, которое характеризуется своими гносеологическими возможностями. Теория систем объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы. Это — не просто мировоззрение, а строгое научное знание о мире систем. Последующее развитие системных знаний привело к тому, что возникло несколько вариантов общей теории систем в узком смысле слова, сформировалось знание, которое отражало отдельные стороны систем, появились значительные наработки о системах различной природы: физических, химических, биологических, психических и социальных. В качестве особого и главного популяризатора системных идей выступила научнотехническая революция, которая обеспечила бурное развитие системного подхода.
|