Можно, наверное , прослушивать переговоры с диспетчерами, скажем, по Шереметьево, с одновременным отслеживанием этих бортов во флайтрадаре.
Можно. Но здесь надо иметь в виду ряд вещей.
1. Это УКВ, а на УКВ, в отличие от ДВ-КВ, весьма желательно иметь резонансную согласованную антенну. Всякие "антенны", что продают на алиэкспрессе и т.п. это в этом смысле не антенны вообще. С другой стороны, резонансная антенна УКВ относительно маленькая (в отличие от КВ и тем более ДВ). На кусок проволоки или что-то алиэкспрессное тоже будет слышно , но плохо и лишь недалеко (там не так чтобы вообще все полностью подавляется, как говорил известный персонаж, просто довольно сильно ослабляется по сравнению с возможным при хорошей антенне) . Авиационные станции не такие мощные, как вещательные. Хотя, конечно, пролетающий рядом самолет наверняка услышите и на какой попало кусок провода. Если самолет в это время что-то передавать будет (что совсем не факт). Попробуйте послушать ATIS (это автоматическая передача авиационных метеосводок). Это передается постоянно, а переговоры пилотов с диспетчерами короткими фразами. Большей частью никакой передачи вообще нет. Просто искать затруднительно, особенно если не знать точную частоту. Найти частоты можно здесь:
http://www.caiga.ru/ANI_Official/Aip/html/rus.htm Разделы "Сборники АНИ", далее "Аэродромы", потом "Международные аэродромы" (Вам же такие), потом соответствующий аэропорт и наконец раздел "Данные, тексты, таблицы". Вид модуляции в авиации АМ. Диапазон, дай бог памяти, 118 - 136 МГц. Точнее в указанном документе.
2. Авиационный жаргон довольно специфический, не зная его (и вообще о чем они там говорят), трудно будет понять. Для начала можно послушать, например, здесь:
http://listentothe.cloud/ без всяких там радиоприемников, или здесь:
https://avia.pro/peregovory-pilotov или здесь
https://www.qrz.ru/live3. Сейчас война, работает РЭБ (радиоэлектронная борьба). Поэтому флайтрадар показывает всякую чепуху, не соответствующую действительности (лишь на маршруте правильно, но не возле аэродрома). А на маршруте почти никаких разговоров и нет вовсе.