2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 00:38 


17/07/21
15
Здравствуйте! Разбирая со школьником недавний статградовский вариант ЕГЭ по физике, столкнулся с некоторым противоречием (вероятно, кажущимся).
Условие простое: "С одним молем идеального одноатомного газа проводят циклический процесс 1–2–3–4, изображённый на $pV$ диаграмме. КПД теплового двигателя, работающего по данному циклу, равен $\eta = 40\%$. В состоянии 1 газ находится при нормальных условиях (давление $p_1 = 10^5$ Па, температура $T = 0^\circ \text{C}$). В состоянии 3 давление $p_3 = 3p_1$, а объём $V_3 = 3V_1$. Найдите, какое количество теплоты $Q_{\text{нагр}}$ получает газ за один цикл работы двигателя. $pV$-диаграмма представляет собой прямоугольник, обходимый из нижнего левого угла по часовой стрелке.
Официальное решение простое - считаем работу как площадь цикла, получаем $4p_1V_1$, а дальше делим на КПД и получаем теплоту нагревателя за цикл.
Однако если руками обсчитать по первому началу термодинамики каждый из процессов, получается $Q_{\text{хол}} = 14p_1V_1$, а $Q_{\text{нагр}} = 18p_1V_1$. Отсюда КПД чуть выше 20%, что явно противоречит 40% в условии задачи. Чем можно объяснить такое противоречие?

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 01:42 


29/01/09
767
А рисунок приводит будем или вы считаете что здесь не только лишь все(с) владеют экстрасенсорными способностями... А где у вас кавычка условия заканчивается и начинается ваши рассуждения

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 06:30 


17/10/16
5144
Inquirer
Дан цикл и сказано, что его тепловой КПД 40%, а на самом деле, если подсчитать, его тепловой КПД 20%? По моему, такое очень даже может быть (в смысле составитель задачи считал, что форму цикла и его тепловой КПД можно задавать независимо). Почему составитель решил дать еще и КПД цикла отдельно, когда один вид цикла все уже содержит - это не понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 08:17 


30/01/18
684
А что надо поменять в условии чтобы задача стала более менее корректной?

Моё предложение:
Не указывать что газ одноатомный. И задавать КПД не такой большой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 10:49 


17/07/21
15
sergey zhukov в сообщении #1675501 писал(а):
По моему, такое очень даже может быть (в смысле составитель задачи считал, что форму цикла и его тепловой КПД можно задавать независимо). Почему составитель решил дать еще и КПД цикла отдельно, когда один вид цикла все уже содержит - это не понятно.

Спасибо, это обнадёживает! До сих пор ни разу не сталкивался с некорректной постановкой задачи в каких-либо серьёзных вариантах экзамена, поэтому и забеспокоился, вдруг что-то настолько базовое не понимаю.

-- 19.02.2025, 10:59 --

rascas в сообщении #1675504 писал(а):
А что надо поменять в условии чтобы задача стала более менее корректной?

Моё предложение:
Не указывать что газ одноатомный. И задавать КПД не такой большой.

Полностью поддерживаю.
Но здесь тогда ещё спрошу сразу на всякий случай. Правильно я понимаю, что для многоатомного газа при той же работе изменение внутренней энергии потребует большего количества теплоты, и КПД дополнительно снизится по сравнению с идеальным газом?

-- 19.02.2025, 11:01 --

pppppppo_98 в сообщении #1675498 писал(а):
А рисунок приводит будем или вы считаете что здесь не только лишь все(с) владеют экстрасенсорными способностями... А где у вас кавычка условия заканчивается и начинается ваши рассуждения

Виноват, кавычку действительно забыл закрыть. Рисунок не привёл, потому что цикл простой, мне казалось, я однозначно описал его словами. Если нужно, могу привести, но вопрос, похоже, закрыт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 11:22 


17/10/16
5144
Inquirer
От атомности газа зависит показатель адиабаты, который входит в выражения для расчета работы процесса. Поэтому КПД цикла тоже зависит от этого показателя.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 11:27 
Заслуженный участник


28/12/12
7973
Inquirer в сообщении #1675512 писал(а):
Правильно я понимаю, что для многоатомного газа при той же работе изменение внутренней энергии потребует большего количества теплоты, и КПД дополнительно снизится по сравнению с идеальным газом?

Правильно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение19.02.2025, 11:36 


17/07/21
15
Спасибо всем ответившим, разобрался.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение20.02.2025, 06:42 


17/10/16
5144
Inquirer в сообщении #1675512 писал(а):
по сравнению с идеальным газом?

Многоатомный газ тоже идеальный. Его уравнение состояния то же самое, что и у одноатомного идеального газа.

При увеличении атомности теплоемкость газа (и его внутренняя энергия при фиксированной температуре) стремится к бесконечности, показатель адиабаты стремится к $1$, т.к. все бОльшая и бОльшая доля внутренней энергии приходится не на поступательное движение частиц, а на их внутренние колебания. В пределе температуру такого газа вообще ничем нельзя изменить, процессы с ним стремятся к изотермическим. Понятно, что этот предел - абстракция еще та.

В итоге, чтобы проделать с многоатомным газом заданный $PV$ цикл с фиксированной работой (в ходе которого требуется охлаждать/нагревать этот газ так же до фиксированных температур), нужно "пропустить" через него больше тепла, чем для одноатомного газа. В пределе бесконечно больше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение21.02.2025, 21:45 


24/01/09
1347
Украина, Днепр
Процесс из двух изобар и двух изохор.
И там и там температура гуляет в больших приделах, и что считать "температурой нагревателя", и что "температурой холодильника" - ещё тот вопрос.
Единственное что точно - для первых двух отрезков требуется приход теплоты, для второй пары - отвод.

Если считать, что тепло приходит только от некого "нагревателя" с подстраиваемой температурой, без доп. генерации энтропии, а уходит - только в некий "охладитель" с переменной температурой - ответ будет в точности как у автора вопроса.
При этом размах изменения температур что "нагревателя", что "холодильника" один и тот же - от $T_0$ до $9T_0$.

Если постановить, что в третьем отрезке тепло возвращается обратно в нагреватель - там "КПД" и 4/9=44.4% можно получить.
Осталось найти точку переключения отдачи с "нагревателя" на "холодильник" на третьем отрезке, чтоб получить круглые 40%

Муть с тяжким привкусом олимпиадного маразма.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная задача по работе идеального газа
Сообщение21.02.2025, 21:56 


17/10/16
5144
Theoristos
Муть - это когда для заданного цикла и заданного рабочего тела можно получить что угодно в зависимости от каких-то температур нагревателя и холодильника, которые тут вообще не нужны.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group