2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Метод координат
Сообщение24.05.2024, 00:11 


02/03/24
71
Здравствуйте!

Возможно ли решить стереометрические задачи на сферу, конус и другие тела вращения с мопощью метода координат? Если да, то нужно ли вводить специфичные системы координат? Например сферическую для сферы и какую-нибудь полярную систему координат с перпендикулярной к ней осью для цилиндра? В случае таких систем, как преобразуются формулы нахождения площадей и объемов, растояний, прямых (включая условия пересечения, перпендекулярности и др.) и плоскостей?

Возможно ли ввести такое на школьном уровне математики с небольшим углублением в аналитическую геометрию и лишь со знанием о самых-самых базовых вычислениях с матрицами (векторное произведение, площадь треугольника, определитель 2 и 3 порядка), чтобы не было сложных матриц, тензоров и т.д.?

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 11:00 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
А можно пример такой задачи? Для потребностей школьной геометрии из того, что в школьную программу не входит, вроде достаточно векторного и смешанного произведений, ну и всяких формул из аналитической геометрии для расстояний от точек до плоскостей. С этим всем работают в декартовых координатах. Если же надо, скажем, искать площади кусков сферы (отличных от сферических сегментов), то там считают двойные интегралы или, в простых случаях, используют формулы из сферической геометрии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 17:09 


02/03/24
71
dgwuqtj в сообщении #1640137 писал(а):
А можно пример такой задачи? Для потребностей школьной геометрии из того, что в школьную программу не входит, вроде достаточно векторного и смешанного произведений, ну и всяких формул из аналитической геометрии для расстояний от точек до плоскостей. С этим всем работают в декартовых координатах. Если же надо, скажем, искать площади кусков сферы (отличных от сферических сегментов), то там считают двойные интегралы или, в простых случаях, используют формулы из сферической геометрии.

Я плох в обычной стереометрии, поэтому буду цепляться за метод координат. Как вводить координаты для тел вращения - не представляю, если не считать мое предположение о сферических/полярных координатах.

Вот, например, задача, к которой я бы даже не приступил, так как не представляю как изображать это все в декартовых координатах, а классическими методами - не смогу.

Задание из сборника И. В. Ященко - ЕГЭ 2024, 36 вариантов. Вариант 20, задание 14
Грань ABCD прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 является вписанной в основание конуса, а сечением конуса плоскостью A1B1C1 является круг, вписанный в четырехугольник A1B1C1D1; AB = a, AA1 = $\sqrt {2} \cdot a$
а) Высота конуса равна h. Докажите, что 4,5a<h<5a
б) Найдите угол между плоскостями ABC и SD1C, где S - вершина конуса

Объясните, пожалуйста, как вводить декартовы координаты для тел вращения, если это возможно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 19:42 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
Идея такая. Вводим декартову систему координат так, чтобы $A = (-a / 2, -b / 2, 0)$, $B = (a / 2, -b / 2, 0)$, $C = (a / 2, b / 2, 0)$, $D = (a / 2, -b / 2, 0)$, $A_1 = (-a / 2, -b / 2, a \sqrt 2)$, $S = (0, 0, h)$. Это я считаю, что конус прямой и круговой, просто уже не помню, что называют конусами в ЕГЭ (в принципе, это можно и доказать). Так как в $A_1 B_1 C_1 D_1$ вписан круг, то $a = b$ и известны точки касания этого круга сторон квадрата. То есть у конуса известен радиус основания ($a \sqrt 2$), радиус какого-то горизонтального сечения, высота и расстояние от вершины до горизонтального сечения. Получается $\frac{a \sqrt 2}h = \frac a{h - a \sqrt 2}$, отсюда неравенства на $h$. Что касается угла, то координаты точек на плоскостях известны, просто считаем нормали векторными произведениями и угол между нормалями скалярным произведением. Даже уравнение конуса не нужно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 19:59 


02/03/24
71
dgwuqtj в сообщении #1640166 писал(а):
Идея такая. Вводим декартову систему координат так, чтобы $A = (-a / 2, -b / 2, 0)$, $B = (a / 2, -b / 2, 0)$, $C = (a / 2, b / 2, 0)$, $D = (a / 2, -b / 2, 0)$, $A_1 = (-a / 2, -b / 2, a \sqrt 2)$, $S = (0, 0, h)$. Это я считаю, что конус прямой и круговой, просто уже не помню, что называют конусами в ЕГЭ (в принципе, это можно и доказать). Так как в $A_1 B_1 C_1 D_1$ вписан круг, то $a = b$ и известны точки касания этого круга сторон квадрата. То есть у конуса известен радиус основания ($a \sqrt 2$), радиус какого-то горизонтального сечения, высота и расстояние от вершины до горизонтального сечения. Получается $\frac{a \sqrt 2}h = \frac a{h - a \sqrt 2}$, отсюда неравенства на $h$. Что касается угла, то координаты точек на плоскостях известны, просто считаем нормали векторными произведениями и угол между нормалями скалярным произведением. Даже уравнение конуса не нужно.

Спасибо за объяснение того, как МК можно применять для таких задач! То есть для задач уровня ЕГЭ хватает декартовых координат и вводить полярные или сферические - нет смысла?

Из того, что говорили некоторые учителя школ по подготовке к экзамену, МК не универсален и какие-то задачи с его помощью не решаются. Я думал речь о телах вращения, но так как конус (из того, что я понял) неплохо вписался в данный метод, возникает вопрос: какие задачи не решаются данным методом? Или все же любая задача будет подходить под метод?

Кроме этого, подскажите, пожалуйста, для конуса и цилинда лучше вводить систему координат так, чтобы центр окружности лежал в начале координат, а для сферы - центр сферы в начале координат?

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 20:24 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9151
Цюрих
Любая геометрическая задача решается методом координат. Но считать может быть сложно. И вполне могут специально подобрать такие задачи, чтобы действительно было.
Я бы кстати сказал, что рассуждения dgwuqtj - это не в чистом виде метод координат, мы используем, например, "геометрическое" соображение, что прямоугольник, в который вписан круг - это квадрат.
LILILILILI в сообщении #1640167 писал(а):
Кроме этого, подскажите, пожалуйста, для конуса и цилинда лучше вводить систему координат так, чтобы центр окружности лежал в начале координат, а для сферы - центр сферы в начале координат?
Сильно зависит от задачи. Как правило в задаче несколько объектов, и хочется, чтобы у них всех были простые уравнения. Но так не получится, придется чем-то жертвовать, чем - вопрос творческий.
Для конуса еще может быть удобно вводить систему координат с центром в вершине, там уравнение боковой поверхности будет $x^2 + y^2 = z$ (вместо $x^2 + y^2 = z - a$).

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 20:40 


02/03/24
71
mihaild в сообщении #1640169 писал(а):
Любая геометрическая задача решается методом координат. Но считать может быть сложно. И вполне могут специально подобрать такие задачи, чтобы действительно было.
Я бы кстати сказал, что рассуждения dgwuqtj - это не в чистом виде метод координат, мы используем, например, "геометрическое" соображение, что прямоугольник, в который вписан круг - это квадрат.
LILILILILI в сообщении #1640167 писал(а):
Кроме этого, подскажите, пожалуйста, для конуса и цилинда лучше вводить систему координат так, чтобы центр окружности лежал в начале координат, а для сферы - центр сферы в начале координат?
Сильно зависит от задачи. Как правило в задаче несколько объектов, и хочется, чтобы у них всех были простые уравнения. Но так не получится, придется чем-то жертвовать, чем - вопрос творческий.
Для конуса еще может быть удобно вводить систему координат с центром в вершине, там уравнение боковой поверхности будет $x^2 + y^2 = z$ (вместо $x^2 + y^2 = z - a$).

Да, я слышал, что Ященко говорил о том, что задачи под МК не создаются, поэтому могут быть страшные вычисления. Главное, что у меня будет шанс с минимальным пониманием стереометрии. К сожалению, геометрия туго дается, особенно пространственная)
Подскажите, пожалуйста, в каких местах достаточно подробно изложен МК и некоторые преобразования, которые облегчают жизнь (например как Ваш совет о том, что можно центр в вершине и получать более красивое уравнение)

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 21:21 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10908
Crna Gora
mihaild в сообщении #1640169 писал(а):
уравнение боковой поверхности будет $x^2 + y^2 = z$
$\sqrt{x^2+y^2}=z$, либо (если конус двойной) $x^2 + y^2 = z^2$. Это уравнение конуса с углом раствора $90°$, более общий случай здесь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 21:36 


10/03/16
4444
Aeroport
mihaild в сообщении #1640169 писал(а):
$x^2 + y^2 = z$

Это красивый обтекаемый конус.
svv в сообщении #1640172 писал(а):
$\sqrt{x^2+y^2}=z$

Это некрасивый конус.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 23:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
9151
Цюрих
svv в сообщении #1640172 писал(а):
$\sqrt{x^2+y^2}=z$, либо (если конус двойной) $x^2 + y^2 = z^2$.
Да, конечно, я квадрат потерял.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение24.05.2024, 23:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10908
Crna Gora

(ozheredov)

Конусы с самым гармоничным углом раствора можно было увидеть в советских магазинах «Соки-воды». Они прекрасны.

Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение25.05.2024, 07:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7068
LILILILILI . Разрешите высказать высказать свою точку зрения на предмет. Возможно эта точка нестандартная и вы не обязаны с ней соглашаться. Вот вы пишете:
LILILILILI в сообщении #1640155 писал(а):
Я плох в обычной стереометрии, поэтому буду цепляться за метод координат.

LILILILILI в сообщении #1640170 писал(а):
К сожалению, геометрия туго дается, особенно пространственная)

Очень часто трудности при изучении некоего предмета чисто психологические и вызваны страхом перед ним. На самом деле факты и теоремы, которыми оперирует школьная геометрия, по своей сути довольны просты и наглядны (хотя, возможно, для кого как). Основные сложности возникают при обосновании этих фактов и теорем. Возможно неприятие геометрии у вас возникло именно на этом этапе и вызвало стойкий негативный рефлекс (отвращение). Попробуйте внушить себе, что ничего страшного в этой геометрии нет. Попробуйте для начала поиметь общее представление о происходящем, особо не вникая в детали доказательств. Вот вы пишете:
LILILILILI в сообщении #1640155 писал(а):
так как не представляю как изображать это все в декартовых координатах, а классическими методами - не смогу.

На мой взгляд, если есть задача, то надо уметь представлять себе, а что тут вообще происходит и как это вообще выглядит. Надо уметь нарисовать рисунок. Часто это уже подсказывает, что и как надо считать и как вводить координаты (если вообще надо).

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение25.05.2024, 08:21 


02/03/24
71
мат-ламер в сообщении #1640193 писал(а):
LILILILILI . Разрешите высказать высказать свою точку зрения на предмет. Возможно эта точка нестандартная и вы не обязаны с ней соглашаться. Вот вы пишете:
LILILILILI в сообщении #1640155 писал(а):
Я плох в обычной стереометрии, поэтому буду цепляться за метод координат.

LILILILILI в сообщении #1640170 писал(а):
К сожалению, геометрия туго дается, особенно пространственная)

Очень часто трудности при изучении некоего предмета чисто психологические и вызваны страхом перед ним. На самом деле факты и теоремы, которыми оперирует школьная геометрия, по своей сути довольны просты и наглядны (хотя, возможно, для кого как). Основные сложности возникают при обосновании этих фактов и теорем. Возможно неприятие геометрии у вас возникло именно на этом этапе и вызвало стойкий негативный рефлекс (отвращение). Попробуйте внушить себе, что ничего страшного в этой геометрии нет. Попробуйте для начала поиметь общее представление о происходящем, особо не вникая в детали доказательств. Вот вы пишете:
LILILILILI в сообщении #1640155 писал(а):
так как не представляю как изображать это все в декартовых координатах, а классическими методами - не смогу.

На мой взгляд, если есть задача, то надо уметь представлять себе, а что тут вообще происходит и как это вообще выглядит. Надо уметь нарисовать рисунок. Часто это уже подсказывает, что и как надо считать и как вводить координаты (если вообще надо).


Да, Вы правы. К сожалению, в школе геометрия была на очень плохом уровне, да и я думал: «ну не дают - значит не надо, меньше голову морочить». В итоге сформировалось недопонимание геометрии и неумение работать с конструкциями. А когда я решил готовиться к геометрии - столкнулся с этими проблемами. Я планирую заниматься летом геометрией, чтобы понимать предмет, но, к сожалению, сейчас приходится очень быстро учить метод координат, чтобы был хоть какой-нибудь шанс решить задание из стереометрии на ЕГЭ, опять же из-за своей глупости, так как я думал, что в школе нас подготовят, но ошибся и понял ошибку слишком поздно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение25.05.2024, 18:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7068
мат-ламер в сообщении #1640193 писал(а):
На мой взгляд, если есть задача, то надо уметь представлять себе, а что тут вообще происходит и как это вообще выглядит. Надо уметь нарисовать рисунок.

На счёт предложенной задачи. После анализа "а что тут вообще происходит" понятно, что в основании параллелепипеда лежит квадрат. После чего надо выделить в задаче простейшие составляющие.

Первый вопрос по сути своей вообще к стереометрии не относится. Достаточно рассмотреть сечение наших фигур вертикальной плоскостью, которая проходит через ось конуса и которая параллельна неким двум граням параллелепипеда. Получаем элементарную задачу из планиметрии, в которой на основании равнобедренного треугольника лежит симметрично прямоугольник. Вводить или не вводить тут координаты - дело вкуса. Выполнять трёхмерный рисунок тут необязательно. Достаточно двухмерного.

Второй вопрос касается угла между плоскостями, каждая из которых задана тремя точками. Тут никакого рисунка и геометрического воображения не нужно. Достаточно применения стандартных определений и формул. Наверное эта стандартная задача из курса стереометрии. Где тут начало координат - нам без разницы. Вектора тут свободные. Как уже писалось в теме, сначала нужно найти векторы нормалей к поверхностям через векторные произведения. Затем угол между этими нормалями через скалярное произведение.

Получается, что задача взяла ТС на испуг. Никакой особой трёхмерной стереометрической интуиции тут не нужно. LILILILILI . Ссылку на задачу не дадите? Хочу сравнить свои мысли с официальным решением.

 Профиль  
                  
 
 Re: Метод координат
Сообщение25.05.2024, 18:40 
Заслуженный участник


07/08/23
1098
По идее, угол в таких задачах ищется и без координат, но там уже как раз нужно пространственное мышление.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group