Нерешительный принц. Датский который, Гамлет. Эталон, как мы все знаем, рефлектирующего интеллигента. Всё рассуждает, а за дело не берётся. Ой, а не много ли для нерешительного интеллигента он накрошил? Полоний, Лаэрт, Клавдий... Нет, какой-нибудь Конан столько перед завтраком убивает, если обычной зарядкой заняться лень, но давайте не будем заниматься конанизмом. Три трупа, и это только от его рук. А ещё как-то странно Розенкранц с Гильденстерном померли. Ну, то есть с легендарным королевичем Амледом всё ясно, он сопроводительное письмо прочёл, хоть и Amloði, "дурачок", и исправил имя обречённого казни. А тут вроде английский король самовольно им головы рубит, пока Гамлет был у пиратов в плену (странные какие пираты, письма писать дозволяют, да не "пришлите выкуп, да поскорее!", а с общими рассуждениями...). Может, и эти двое его рук дело, может, просвещённый принц не глупее и столь же коварен, как варварский королевич? Да, но он до самого конца не может решиться, и в результате от нерешимости гибнет! На что решиться? Это мы знаем, что было на самом деле, нам лично Шекспир рассказал. А принц с Бардом не знаком был. И что это действительно Призрак Отца - он не уверен. Мы уверены, у нас это в программке написано. А он не уверен и уверен быть не может. Старинный Амлед, может, и поверил бы сходу, его мир полон духов и призраков, а вот университант Гамлет научен сомнениям. И латынь учил, и из латыни Qui Prodest помнит. А кому выгодно? Норвежцам на границе? Да, мятеж в Дании им сильно поспособствовал бы. Но, может, действительно призрак? Не может Гамлет и этого исключить. Но действительно ли родного отца? А может, опять провокация врага? Но уже Врага, Отца Лжи? И вместо геройски кинуться махать мечом Гамлет пытается вычислить правду. Увы, experimentum crucis, однозначно ответивший бы на вопрос, недоступен. А что можно испытать - даёт ответы неоднозначные. Да, есть негативная реакция Клавдия на пьесу. Если виновен - такая и должна быть. Но если невиновен - может, актёры плохо играли, не зря же они вместо столицы вынуждены по глухой провинции гастролировать. Или играли, как должно, просто у Клавдия идиосинкразия на пафосные пьесы, как у меня на отечественные сериалы. И делаются пробы дальше. До рождения пастора Байеса ещё пара веков (это если от Шекспира считать, а от Амледа и все семь будет), но "байесовы вероятностные оценки" уже возможны. И с каждой пробой вероятности гипотез уточняются. Но достаточно высокое, чтобы оправдать бунт против законного короля, значение достигается лишь на последней пробе, когда становится ясно, что цель Клавдия - убийство Гамлета. Нет, "для себя" Гамлет уже в ходе поездки в Англию понял, но надо ещё и двору доказать - Клавдий узурпатор и убийца, вот яд, смотрите. И почти вышло, только на последнем этапе осечка, переоценил куртуазность Лаэрта, что-де тот не будет травить, предпочтёт элегантно заколоть. А прославленная рефлексия - это просто размышляет он вслух. Было бы с кем посоветоваться, советовался, жаль только, из умных людей поговорить можно лишь с самим собой, Горацио это такой Ватсон, верно-туповатый, а все прочие либо сволочь и переметчики уровня Розенкранца с Гильденстерном, либо совсем дурачьё. И главная трагичность не в том, что "все умерли", а в том, что принц честно и грамотно пытался избежать зла, будь то ловушка от норвежцев или сразу от Дьявола, и спасти себя и страну, поступал разумно и обдумано. А вышло "как всегда".
|