Здравствуйте!
Читаю "Математический анализ" Зорича, а именно раздел про аксиоматическую теорию множеств. Аксиоматика у Зорича содержит аксиомы: объемности, выделения, объединения, пары, множества подмножеств, бесконечности, подстановки, выбора. Далее определяется, по фон Нейману, модель натуральных чисел
.
После этого предлагается при помощи этих аксиом доказать ряд утверждений, которые очень похожи на аксиомы Пеано (
обозначает последователь элемента
):
-
-
-
-
Мои рассуждения в пп.1,2 практически ничем не отличаются от рассуждений в рамках наивной теории множеств (и в этом первая загвоздка, ведь формулировка задачи недвусмысленно намекает, что необходимо пользоваться именно аксиоматикой напрямую, а не вещами, известными из наивной теории множеств). Например, для п.2 мое доказательство выглядит следующим образом:
Будем доказывать от противного. Предположим, что
. Тогда:
Очевидно, что
, значит, и
. Полученное противоречие доказывает исходное утверждение.
В пп.3,4 же я не совсем понимаю, какие рассуждения требуется провести. Например, п.4 выглядит просто самоочевидно в силу того, как устроено
(пустое множество и цепочка последователей, построенная от него). В принципе, можно его и подоказывать совсем уж строго, но я вижу здесь доказательство только при помощи мат. индукции. И в этом еще одна загвоздка: а правомерно ли использовать здесь метод мат. индукции? Я не силен в основаниях математики, но предполагаю, что, как и с любым другим математическим утверждением, принцип мат. индукции либо должен постулироваться (а в приведенной Зоричем аксиоматике я не вижу ничего похожего на это), либо доказываться (тогда возникает вопрос даже не как его доказать, а как его хотя бы сформулировать в терминах нашей модели натуральных чисел, ведь других-то натуральных чисел нам пока еще "не завезли"; и дополнительный вопрос: насколько это вообще методически корректно - давать такого рода задачи в качестве упражнения).
Буду благодарен, если кто-нибудь поможет мне разобраться в этих моментах. Большое спасибо!