Прочитал
такое интервью Михаила Цфасмана, в частности по поводу необходимости прохождения через школьные олимпиады для будущих ученых-математиков:
Цитата:
Олег Журавлев: Первый вопрос касается матшкол. Известны дискуссии и даже конфликты между теми преподавателями, которые считают, что основная деятельность для детей - это должны быть олимпиады, и другие преподаватели, которые стараются их вовлекать уже в исследования в школе. И как бы в том числе до меня доходили там из второй школы какие-то там негодования о том, что там 57-я и др., в частности, не дают… В общем, какую принципиальную позицию Независимый занимает по этому вопросу?
Михаил Цфасман: На первый вопрос про олимпиады я скажу следующее. Во-первых, давайте сравним совокупность тех людей, которые очень хорошо выступали на олимпиадах, с совокупностью тех людей, которые стали очень хорошими математиками. Примерно половина сильных олимпиадников стали хорошими математиками, и половина хороших математиков были в свое время сильными олимпиадниками. То есть пересечение очень большое, но при этом это не строгое совпадение.
Что касается научной деятельности в школе, то я вам приведу печальный пример Венгрии, хотя это и не про школу. Венгрия в течение очень многих поколений была одной из лучших, а зачастую и самой лучшей на математических олимпиадах. Молодежь там была очень сильна. Потом вся эта молодежь начинала заниматься научной работой. Но им хотелось заниматься той научной работой, для которой ничего не надо дополнительно выучивать. Поэтому они брались за элементарные и очень трудные задачи. В итоге венгерской математической школы не существует. Существовал Эрдеш как человек. Человек был совершенно замечательный. Существует масса его учеников. Но нельзя сказать, что венгерская математическая школа - одна из лучших в мире. Хотя она могла бы такой стать, если бы там думали о том, чем надо заниматься… Мне кажется, что если школьник начинает заниматься наукой, это, как правило не полезно. Но я знаю тому и исключения. Хорошую работу в школе сделал Володя Дринфельд. Но в основном попытки заниматься именно наукой в школе - это попытки заниматься той наукой, которая не требует больших знаний. И она часто портит молодого человека.
Я - не профессиональный математик, могу только сказать, что знаю очень яркий пример - это Г. Я. Перельман, который будучи школьником, завоевывал призовые места на областных, всероссийских, всесоюзных и международных олимпиадах по математике. В итоге стал ученым, который сумел доказать теорему Пуанкаре. По моему скромному мнению, будущий математик должен сначала научиться решать трудные задачи на школьном материале, чтобы потом уметь решать серьезные научные задачи на базе "взрослой" математики. (Сам я - в этом смысле довольно посредственный математик, решаю только около 30% задач из Задачника Кванта и вступительные задачи в ЗФТШ. На решении вступительных задач в МФТИ у меня возникли трудности.)
А как вы считаете?