Почему в сатирическом стихотворении фигурирует именно лютеранин? В циркуляре Пирогова указывается, что порка не может применяться только в случае трёх правонарушений: воровство, оскорбление начальника (директора, педагогов, надзирателя и т.п.) при исполнении, оскорбление веры. Порка за воровство вряд ли вызвала бы в публике сочувствие, как и за оскорбление старшего за исполнение им своих обязанностей, то есть порот он должен был быть за "фанатизм". Православного за оскорбление иноверцев вряд ли пороли, ограничились бы "увещанием", католик скорее всего поляк, и порка его воспринялась бы как покарание за "национальные идеи", и стихотворение вряд ли прошло цензуру, как и про еврея, мусульман в гимназиях было не столь много, и поэтому лютеранин (а почему не кальвинист - ну, спор из-за личности куда более известного Лютера).
Что до применения порки вообще - при Екатерине была воспрещена, в начале XIX века вернулась,
В уставе гимназий Дерптского университета (1820) прямо говорилось: "позволяется отныне в гимназиях телесно наказывать".в военных и духовных заведениях и не отменялась (Шляхетский корпус при Бецком исключение, после него восстановили, в мемуарах кадетов указывалось, что "отпетые" ограничивали подготовку к экзаменам тем, что заранее срезали сучки с заготовленных и вымачивавшихся в соли розог). В семинариях, как говорят, было до 8 способов порки, различавшихся жестокостью (например, "на воздусях", когда наказуемый не лежал на лавке, а его подымали за руки и ноги, так что боль была и в выворачиваемых от резких движений суставах). Помяловского, автора "Очерков бурсы", за время учёбы выпороли около 400 раз.
В проекте устава гимназий 1862 года розги объявлены "самым дурным средством воспитания", но ещё не исключены вовсе, но в 1864 - запрещены. В начальных школах, военных училищах и кадетских корпусах и семинариях сохранены, но старались всё же ограничить.
Цитата:
Крайняя исправительная мера в виде наказания розгами допускается лишь в тех исключительных случаях, когда она, по зрелому обсуждению всех обстоятельств дела, будет признана действительно помочь исправлению малолетнего, а не только покарать его. Такая тяжелая мера взыскания назначается не иначе, как по определению педагогического комитета, утвержденному директором, или по его непосредственному усмотрению.
При обсуждении вопросов о наказании розгами необходимо с полным участием к виновному воспитаннику принимать в соображение его возраст, индивидуальные свойства, степень развития, нравственное настроение, вероятные последствия взыскания... и т.д.
«Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов»При этом в Пажеском Корпусе телесные наказания были отменены, но имело место жесточайшая дедовщина ("цук")
Цитата:
Внутренняя жизнь корпуса при Жирардоте была жалка. Воспитанники старшего класса - камер-пажи, то есть унтер-офицеры, которых Жирардот поставил в совершенно привилегированное положение, постоянно измывались над младшими пажами. Система полковника заключалась в том, что он предоставлял старшим воспитанникам полную свободу, он притворялся, что не знает даже о тех ужасах, которые они проделывают; зато через посредство камер-пажей он поддерживал строгую дисциплину.
Если же мальчик каким-нибудь образом не подчинялся капризу камер-пажа, то это вело к тому, что 20 воспитанников старшего класса, вооружившись тяжелыми дубовыми линейками, жестоко избивали - с молчаливого разрешения Жирардота - ослушника, проявившего дух непокорства.
В силу этого камер-пажи делали все, что хотели. Всего лишь за год до моего поступления в корпус любимая игра их заключалась в том, что они собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке. Одни камер-пажи стояли в круге, другие вне его, и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков. «Цирк» обыкновенно заканчивался отвратительной оргией на восточный лад. Полковник знал про все это
В обычных военных учебных заведениях розги были разрешены, но как крайная мера.
Отчёт по Вольской военной прогимназии (которая штрафное учебное заведение, туда переводили за нарушения дисциплины и "неспособность"; в обычных, скорее всего, меньше)
Цитата:
Меры воздействия, применявшиеся к нарушителям дисциплины (за 1874 - 1877 гг.) и объявлявшиеся в приказах по учебному заведению, были следующими:
1. Внушение и замечание - 1196 случаев (39%);
2. Штрафное сидение - 319 (10%);
3. Ограничение в пище - 685 (23%);
4. Лишение увольнений в город и удовольствий - 103 (3%);
5. Денежное взыскание - 160 (6%);
6. Карцер - 510 (17%);
7. Стояние на коленях - 9 (0,3%);
8. Связывание рук - 6 (0.2%);
9. Розги - 8 (0,3%)
В Великобритании телесные наказания в школе были запрещены в 1980 (хотя применялись уже не во всех), в Южной Корее в 2010.
Вне школы телесные наказания постепенно отменялись, ещё в XVIII веке для дворян, духовенства, включая неправославное, купцов первых двух гильдий, почётных граждан, некоторых должностных лиц, включая выборных. В 1845 отменён кнут (оставлены плети и, как более мягкое наказание, розги). В 1863 отменено телесное наказание, как уголовное по суду (оставлено для каторжников-рецидивистов, как дисциплинарная мера) и телесное наказание в армии (кроме "штрафованных", то есть регулярно нарушающих дисциплину, солдат), также отменено для женщин, кроме ссыльных (но фактически применялось). Телесные наказания применялись волостными судами, а с 1889 года земскими начальниками, за административные нарушения (отменено в 1904). Для каторжных окончательно отменили в 1903, для армии полностью отменили в 1904, в 1915 восстановили.