Мы привыкли, что в школе и ВУЗах учащиеся оцениваются количественно, при этом используются обычно пятибалльная система и десятибалльная система оценивания, а где-то, возможно, и стобалльная. На Физтехе по некоторым предметам есть даже целая балльно-рейтинговая система, в рамках которой студенты копят в течение семестра баллы, которые потом на экзамене или зачете как-то учитываются.
Чем больше я преподаю, тем больше сомневаюсь в необходимости таких оценок. Мне кажется, что ничего эти оценки не отражают, ничего за ними не стоит. Ну, наверное студент с отлом в чем-то лучше студента с хором, но в чем? Более того, один и тот же студент может получить у разных преподавателей разные оценки и разброс может быть велик. Наверное средняя оценка по преподавателям лучше бы отражала навыки и знания студента, но заниматься такими вычислениями для каждого студента всех групп и потоков было бы слишком расточительно, поэтому мы на практике ограничиваемся "одним измерением". Что говорят оценки и средние баллы потенциальным работодателям? о чем они говорят самим студентам?
Я подумал, может быть и вовсе отменить систему оценивания? Можете ли вы представить себе ситуацию, когда ни в школах, ни в ВУЗах (но меня больше ВУЗы интересуют даже) больше нет никакого оценивания. Все, кто поступает, учится, все выпускаются, а что с ними будет, какую и где они работу найдут, кем они будут, это их дело. Но я решил, что лучше все же какую-то форму оценивания следует иметь, потому что учащимся важен фидбек, а работодателям важно понимать, кто идет к ним на работу.
Предлагаю качественную систему оценивания вместо баллов. У студентов все также бывают контрольные, зачеты, экзамене. Но по итогу преподаватель ставит не числовую оценку, а резюмирует опыт общения со студентом, скажем, одним предложением. "Ни черта не разбирается в марковских процессах, но уверенно исследует стационарные последовательности". А теперь представьте, что в деле студента вместо оценок по каждому предмету будут стоять вот такие характеризующие его фразы. Если студент не был на экзамене/зачетах/контрольных, то и записи не будет. Когда студент придет на работу, работодатель пробежится глазами по списку характеристик и будет иметь впечатление о студенте, мне кажется, гораздо лучше, чем от среднего балла, скажем, 4.2/5.
Мне даже кажется, такая качественная оценка будет более справедливой по отношению к студенту, не будет заставлять преподавателя тянуть его с неуда на уд на пересдачах, с хора на отл на экзаменах. Это разгрузит ответственность преподавателей за судьбу студента. Может быть студент с половиной предметов выпустится без характеристики, ну это его дело и дело работодателей. Качественная оценка может избавить преподавателя от формальной необходимости сопоставлять ответ студента баллу. То есть не будет вот этих
Цитата:
оценка «отлично (9)» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач свободное и правильное обоснование принятых решений
а 10 баллов ставят, если умения были еще и "уверенными".
По-моему много плюсов у этой системы, вряд ли я первый, кому пришла в голову такая идея, так в чем же могут быть проблемы, как вы думаете?