Мне кажется, что в статье, из которой я привел эту цитату (Википедия "Отношение эквивалентности "), все же другой взгляд. Там не начинают с того, с чего начинают Верещагин и Шень, то есть с определения
, а сразу говорят о природе элементов:
Цитата:
Отношение эквивалентности — бинарное отношение между элементами данного множества, свойства которого сходны со свойствами отношения равенства.
и, вообще, много говорят об эквивалентности элементов множества через их природу:
Цитата:
Равенство («
»), тривиальное отношение эквивалентности на любом множестве, в частности, вещественных чисел.
Сравнение по модулю:
.
В евклидовой геометрии
Отношение конгруэнтности («
»).
Отношение подобия («
»).
Отношение параллельности прямых («
») (если считать каждую прямую параллельной самой себе).
и т. д..
Наверное, авторы имеют в виду, что эквивалентность или неэквивалентность элементов друг другу определяется исходя из их природы, например, из равенства или неравенства чисел или из параллельности или непараллельности прямых, а без знания природы элементов нельзя определить эквивалентны они или нет (если не исходить из определения отношения как множества
).
Элементы как математические объекты имеют отношения друг с другом в соответствии со своей конкретной природой (и тут уже под "отношением" понимается не множество, а в каком-то смысле то же, что и под отношением между людьми).
Всякий раз, когда два объекта рассматриваются вместе, мы смотрим, состоялось между ними определенное отношение или не состоялось, например, если прямые непараллельны, то отношение "параллельность" не состоялось.
Если отношение состоялось, мы говорим, что объекты эквивалентны, и если полагаем их элементами множества, говорим, что и элементы эти эквивалентны.
При таком определении эквивалентности элементов друг другу (через их природу) мы также говорим, что они эквивалентны или не эквивалентны друг другу
по некоторому отношению, но здесь, как я уже сказал, под отношением имеется в виду не множество, а что-то другое.
При этом:
1) если элемент
(по своей природе) эквивалентен самому себе:
, -- мы можем сказать, что он рефлексивен ("рефлексивность" это синоним слов "эквивалентность самому себе"?), например, прямая
параллельна самой себе -- в этом ее эквивалентность самой себе (рефлексивность) (по отношению "параллельность"),
а если элемент
(по своей природе) неэквивалентен самому себе:
, -- мы можем сказать, что он нерефлексивен, например, прямая
не перпендикулярна самой себе -- в этом ее неэквивалентность самой себе (нерефлексивность) (по отношению "перпендикулярность");
2) что касается отношения двух элементов
и
, то может быть так, что
, но
, например, по отношению "больше".
В определении эквивалентности и неэквивалентности через состоявшееся или несостоявшееся отношение не определено, что такое отношение (не как множество, а как что-то вроде отношения между людьми), но, может быть, оно и не обязано определяться, как, например, не определяется такое изначальное понятие как множество.