Получается, что надо самому "фиксить баг". Буду фиксить.
Только мои дети еще маленькие и весь список я не выкачу. И всю их школьную программу я просто не знаю. Значит буду писать 1-2 раза в год.
Основная задача: дан школьник с неизвестным или со слабым интересом к математике. Ребенок сталкивается в реальной жизни с математикой, которой его в школе еще не научили или вообще не научат. Надо научить его работать с этой математикой.
Общие замечания:
1. Базовая школьная программа - легкая. Ребенок способен понять и выучить то, что ему нужно, раньше, чем за 3-4 класса. Поэтому если для понимания надо тему, которую ребенок еще не выучил - можно смело учить вперед. Например: двузначные числа, многозначные числа, часы, сложение и вычитание многозначных чисел, единицы измерения и т.п.. Поэтому темы, которые в точности есть в школьной программе я тут писать не буду.
2. Темы, которые Вы хотите ребенку объяснить, но которых еще нет или не было в школьной программе, скорее всего недостаточно просто рассказать словами. Нужно их учить какое-то время, как и школьную программу - от недели до месяца, систематически и с решением задач. Трудно и муторно, зато ребенку тема будет точно понятна и польза будет.
3. Если для понимания какой-то темы требуется несколько взаимосвязанных тем - можно просто выучить их по очереди. Ну и вообще полезно юзать любые педагогические принципы. Например, если ребенок ниасиливает сложную задачу, нужно дать ему задачу попроще. Лучше, если ребенок чем-то мотивирован и т.п.
Что может понадобиться в 1-м классе:
Задача: рассказать о нуле.
Решение: стандартное + давать задачи типа
и т.п.
Задача: познакомить с коммутативностью.
Решение: просто рассказать, что
,
и т.п.. Или предложить вычислить обе части самому. Для ребенка, которого в школе учат складывать через инкремент, сложности задач
и
сильно отличаются и коммутативность облегчает решение таких задач. Для закрепления давать много задач вида
,
. Саму коммутативность можно называть "перестановочность" или никак не называть. Наверное можно рассказать, что "от перемены мест слагаемых сумма не меняется".
Задача: понять двузначные числа, научиться их складывать и вычитать.
Для решения требуется: знать что такое нуль, полезно знать о коммутативности сложения.
Решение: спросить, чему например равно
и как записать ответ? Рассказать, что 10 - это
или
. Рассказать, что
- это два десятка,
- это 3 десятка и т.п. Можно предложить простые задачки типа "вычислить
", объяснить их решение через естественный язык и аналогию с единицами измерения: 2 ящика + 3 ящика = 5 ящиков, а 2 десятка + 3 десятка = 5 десятков.
Можно научить складывать и вычитать двузначные числа через разложение двузначных чисел на десятки и единицы, чтобы ребенок мог оперировать этим сразу в уме, а не только с помощью ручки и листочка. Например:
. У меня ребенок так и не привык преобразовывать терм целиком, ему легче было все делать по одной операции. Например, так:
Также проблема была в том, что в школе ребенка учили складывать через инкремент. Чтобы ребенок использовал разложение на десятки и единицы, а не складывал через инкремент, можно предложить задачи типа вычислить
.
Задача: понять многозначные числа
Для решения требуется уметь: работать с двузначными числами
Решение: понимать по аналогии с двузначными числами. Показать, что
. Рассказать, что 80 - это восемь десятков, 900 - девять сотен и т.п.. Так мы используем "встроенное" в естественный язык умножение и избегаем необходимости его учить для понимания многозначных чисел. Рассказать, что 100 - это десять десятков, 1000 - это десять сотен и т.п.. Можно предложить простые задачки типа "вычислить
,
", объяснить их решение через естественный язык и аналогию с единицами измерения: 2 ящика + 3 ящика = 5 ящиков, а 2 сотни + 3 сотни = 5 сотен. Можно рассказать, что число нулей справа ничем не ограничено:
.
Задача: понять, что в книгах значит "1984 год"
Решение: сводится к объяснению многозначных чисел.
Задача: научиться работать с часами. Понимать сколько сейчас времени, сколько прошло времени с какого-то события, сколько надо ждать до какого-то события.
Для решения требуется уметь: работать с двузначными числами и с составными единицами измерения (имеются ввиду линейно зависимые единицы измерения).
Решение: Для простоты нужно ограничиться операциями со временем в пределах одного дня. Рассказать, что
. Нужно различить моменты времени и длительности (моменты можно привязать к дате, длительности - нельзя). Давать простые задачи, когда они возникают в реальной жизни. Сильно подробно не пишу - мои попытки имели переменный успех. Тут наверное важно давать больше простых задач и поменьше теории. Возможно, где моменты, а где длительности нужно сначала показывать в задачах самому, а только потом спрашивать это у ребенка.
Задача: объяснить, что такое алгоритм.
Вариант решения: я показывал рецепты (например, как приготовить пюре) и предлагал найти в них ошибки. Так можно легко выйти на операционную семантику. Приятного и понятного синонима слова "алгоритм" я не нашел. Сильно не пытался этому учить - оставил на следующий класс, чтобы быть готовым к Scratch-у. По идее можно показать блок-схемы на близкие ребенку темы, но я не пробовал.
-- Вс сен 04, 2022 10:33:48 -- Если под "пробелами" Вы понимаете то, что изучается в школе недостаточно либо не изучается совсем, то, наверно, стоит посмотреть в сторону олимпиадной математики.
Олимпиадной математики в т.н. "реальной жизни" попадает не очень много. И школьник априори не мотивирован к ней.
Ну, а если под "пробелами" Вы понимаете отсутствие логической строгости в подаче материала, то здесь остаётся развести руками.
Нет, ровно наоборот: о строгости скорее приходится вообще забыть. Для младших классов точно, для старших - не знаю пока.