Чтобы сказать, будет ли движение отличаться от движения по прямой, достаточно знать направление скорости и силы в данной точке в данный момент времени.
Рассмотрим бесконечно дифференцируемую (но не аналитическую) функцию вещественной переменной

Пусть плоское движение частицы задается формулами

,

. При

сила, действующая на частицу, равна нулю (не только первая, но и все вообще производные вектора скорости по времени при

равны нулю), но тем не менее при любом сколь угодно малом

имеем

, т.е. траектория выходит из прямой

. Это стандартная иллюстрация того обстоятельства, что для гладкой функции обращение в ноль всех производных в некоторой точке, вообще говоря, не приводит к постоянству функции в какой бы то ни было окрестности этой точки. Другими словами, все производные гладкой функции могут в некоторой точке обращаться в ноль, но при этом отклоняться от константы в окрестности этой точки функция может очень разными способами. Можно было бы в качестве

взять

при достаточно большом

; в механике это ничего не изменило бы, но траектория перестала бы быть гладкой.