2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 11:43 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
Хочется покороче решить систему уравнений $$x+\frac{1}{x}=3y+1, \quad y+\frac{1}{y}=3z+1, \quad z+\frac{1}{z}=3x+1$$ в вещественных числах. Она имеет только два решения: $x=y=z=-1$ и $x=y=z=1/2$. То, что в области отрицательных чисел первое решение единственно, обосновать довольно легко (из-за того, что $x=-1$ является точкой локального экстремума функции $x+1/x$). А вот аналогичное утверждение относительно второго решения легко доказать не удается. Пробовалась следующая идея: составить из данных уравнений какое-нибудь симметричное уравнение, перейти в нем к элементарным симметрическим функциям и затем воспользоваться известными неравенствами между ними. Но самое большее мое достижение здесь --- это неравенство $x+y+z \geqslant 3/2$. Но этого мало для того, чтобы прийти к $x=y=z=1/2$. Возможно, мне просто не везет и я составляю не те симметричные уравнения. А может, есть какой-то принципиально иной подход, где симметрия ни при чем (да и неравенства тоже). Короче, есть ли способ малой кровью решить эту систему в положительных числах?

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 15:06 
Заслуженный участник


18/09/21
1756
Если рассмотреть функцию $f(x)=\frac{x+1/x-1}{3}$, т.е. среднее арифметическое для $x$, $1/x$ и $-1$, то надо решить уравнение $f(f(f(x)))=x$.
Уравнение $f(x)=x$ идеет ровно два корня ($-1$ и $1/2$) и это тоже будут корни исходного.

Рассмотрим последовательность $x_n$, такую что $x_1$ - некоторое число более 0 и $x_{n+1}=f(x_n)$.
Если доказать, что для любого такого $x_1$ последовательность сходится к $1/2$, то из этого будет следовать что для положительных $x$ неравных $1/2$ должно быть $f(f(f(x))) \neq x$.
Т.к. иначе был бы бесконечный цикл и последовательность не сошлась бы.

Насчёт сходимости можно посмотреть Fixed-point iteration про Lipschitz continuity.
(Или самостоятельно по кускам рассмотреть $f(x)$. Для малых даст большой результат, для больших даст сжатие в 3 раза, около $1/2$ можно в ряд разложить и получить сходимость как квадратный корень от количества итераций.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 15:14 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
zykov в сообщении #1542067 писал(а):
Рассмотрим последовательность $x_n$, такую что $x_1$ - некоторое число более 0 и $x_{n+1}=f(x_n)$.
Если доказать, что для любого такого $x_1$ последовательность сходится к $1/2$, то из этого будет следовать что для положительных $x$ неравных $1/2$ должно быть $f(f(f(x))) \neq x$.
Это, во всяком случае, я не пробовал. Надо будет обдумать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 15:16 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
Условие на дискриминант квадратного уравнения требует, например, чтобы в первом уравнении выполнялось $(3y+1)^2\ge 4$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 15:25 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
Это дает всего лишь $y \geqslant 1/3$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 15:29 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
Сходимость и пределы — это вузовская программа. Лучше посмотреть как функция $f(x)=\frac{x+1/x-1}{3}$ отображает числовую прямую на себя и куда сдвигаются точки на полупрямых $(-\infty,\,-1)$ и $(1/3,\,+\infty)$. Тогда в решении можно пределы не упоминать. Наверное.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 15:31 
Заслуженный участник


18/09/21
1756
Пределы - для интуиции.
В решении можно обойтись неравенствами по кускам.

-- 08.12.2021, 15:36 --

В интервале $[\frac13, 1]$ лучше не $f(x)$ брать, а $f(f(x))$, там будет сжатие которое можно неравенствами описать.
А если было вне этого интервала, то можно показать, что за конечное количество итераций попадёт в этот интервал.

-- 08.12.2021, 16:02 --

Как-то так например. Обозначим $g(x)=f(f(f(x)))$.
Если $x \in (0, \frac13)$, то $g(x) \geq \frac13$.
Если $x \in [\frac13, \frac12)$, то $g(x) \in (\frac12, 1]$.
Если $x \in (\frac12, 1]$, то $g(x) \in [\frac13, \frac12)$.
Если $x > 1$, то $g(x) < x$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 16:27 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
zykov
Спасибо, буду проверять.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 18:15 
Заслуженный участник


20/04/10
1878
nnosipov в сообщении #1542040 писал(а):
Пробовалась следующая идея: составить из данных уравнений какое-нибудь симметричное уравнение, перейти в нем к элементарным симметрическим функциям

Стоит попробовать составить три независимых уравнения и решить получившуюся систему относительно симметричных функций.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 18:38 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
lel0lel
Это я с самого начала сделал. Выходит не так громоздко, как если бы мы просто исключали неизвестные из первоначальной системы уравнений. В итоге относительно неизвестного $s_1=x+y+z$ получается уравнение 4-й степени, имеющее два рациональных корня. Но мне думалось, что есть метод попроще.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 19:05 
Заслуженный участник


20/04/10
1878
Можно использовать теорему Безу о числе решений. Только надо найти кратности уже найденных решений, если они больше единицы, тогда можно заключить, что другие решения не могут иметь все координаты различные, иначе решений будет перебор.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение08.12.2021, 19:25 
Заслуженный участник


20/12/10
9063
lel0lel в сообщении #1542099 писал(а):
если они больше единицы
Нет, там все однократное.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение09.12.2021, 02:10 
Заслуженный участник


18/09/21
1756
Для начала, легко показать, что $f(x)$ монотонно убывает при $0<x\leq 1$ и монотонно возрастает при $x\geq 1$, достигая минимума $f(1)=\frac13$.
zykov в сообщении #1542073 писал(а):
Как-то так например. Обозначим $g(x)=f(f(f(x)))$.
Если $x \in (0, \frac13)$, то $g(x) \geq \frac13$.
Тривиально следует из того что $f(x) \geq \frac13$.
zykov в сообщении #1542073 писал(а):
Если $x \in [\frac13, \frac12)$, то $g(x) \in (\frac12, 1]$.
Если $x \in (\frac12, 1]$, то $g(x) \in [\frac13, \frac12)$.
Эти два следуют из монотонности $f$ при $0<x \leq 1$ и того что $f(\frac13)=\frac79$, $f(\frac12)=\frac12$. Т.е. одно применение $f$ перебрасывает точку слева направо и справа налево. Значит для $g$ состоящих из нечётного количества $f$ (3, 5, 7 и т.д.) эта $g$ будет так же перебрасывать точки.
Для чётного количества $f$ будет посложнее. Там $g$ оставляет точку с той же стороны, так что аккуратно нужно составить неравенство показывающее сжатие.
zykov в сообщении #1542073 писал(а):
Если $x > 1$, то $g(x) < x$.
Это следует из двух фактов. Если $x>1$, то $\frac13 < f(x) < x$ и если $\frac13 \leq x \leq 1$, то $\frac13 \leq f(x) < 1$.
Как и самое первое, это верно для любого количества $f$ в $g$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение10.12.2021, 09:20 
Заслуженный участник


03/01/09
1701
москва
$x,y,z\geq \frac 13$, кроме того,сложив три уравнения, получим :$$\frac 1x+\frac 1y+\frac 1z=2(x+y+z)+3\eqno (1)$$Все три числа должны быть различны, т.к. предположив, что два из них равны, получим, что все три равны $\frac 12$.
Пусть одно из чисел, например ,$x$ больше 1. Тогда из 3-его уравнения:$z+\frac 1z>4$ или $z>2+\sqrt 3>1$, Теперь из 2-ого уравнения следует:$y+\frac 1y>3(2+\sqrt 3)+1$, отсюда и $y>1$. То есть $x,y,z>1$. Но это невозможно, т.к. в этом случае левая часть (1) меньше правой.
Рассмотрим возможность $0<x,y,z\leq 1$. Перепишем систему уравнений в виде:$$x=f(z), y=f(x), z=f(y),f(t)=\dfrac {t+\frac 1t-1}3\eqno (2)$$Функция $f(t)$ убывает на $(0,1]$.
Пусть $x$ большее из трех чисел, тогда из уравнения $x=f(z)$ системы (2) и убывания $f(t)$ следует, что $z$-меньшее из трех чисел. Но тогда должно быть и $z=f(x)$, что противоречит уравнению $y=f(x)$ системы (2)(т.к. $y\ne z$).

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная система уравнений
Сообщение10.12.2021, 09:52 
Заслуженный участник


18/09/21
1756
mihiv в сообщении #1542280 писал(а):
Тогда из 3-его уравнения:$z+\frac 1z>4$ или $z>2+\sqrt 3>1$,
или $z<2-\sqrt 3<1$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group