Это похоже на стандартную проблему талантливых людей, помнящих себя студентами, но далёких от преподавания: "я никогда не учил реальных студентов, но уверен, что мой революционный метод обучения подошёл бы лично мне, хотя меня так не учили, но я хотел бы, чтобы учили. Поэтому считаю, что он подходит всем".
Вот видите, уже появляются удивительные интерпретации. Если хотите знать, то я основываюсь лишь на том убеждении (и оно главное в моей жизни до тех пор, пока я не утвержусь в обратном), что человека дебилом делает социум, а не сила тока в мозге при рождении или какие-то еще параметры типа числа нейронов. Есть конечно патологические случаи вырождения, но я естественно их не рассматриваю. А при правильном творческом образовании, развивающего естественные способности типа невинного стремления к познанию, все станут теми, кого в обществе принято называть гениями. Вот что есть "правильное творческое образование", как его устроить и где найти людей и затрагивает мои мысли, приходится конечно еще и математикой заниматься
. Я, к счастью, в этой беде не один (а то бы с ума сошел), хоть и пришел к этому сам. Вот в этом году Гротендика для себя открыл (Урожаи и посевы) - он изложил про науку многое из того (а также придал образов и смыслов), что я хотел раньше написать (теперь проще перевести до конца его труд). Как казалось по доносящимся ранее до меня слухам, - он безумный алгебраист-бурбакист, а оказался роднее всех.
Например, кванты
Я писал про обучение математиков. Про обучение физиков я ничего не знаю, но по моим представлениям там совсем все плохо (в контексте нашего разговора). С одной стороны, без математики там никуда, а с другой стороны - для физики она всего лишь инструмент
, а даже не средство приобретения интуиции (а могла быть и большим). Вот и остаются бесконечные лабораторные работы и магические математические формулы, к которым вырабатывается привыкание. А физическая интуиция получается чем-то чуждым математике (и наоборот). Это видно и по выхлопу из физических факультетов - сплошных атеистов и сторонников иных воззрений, основанных на отсутствии в мире смыслов. Не в обиду физикам - их такому просто не учат (а надо ли? хотя и математиков не учат - но там почему-то другой выхлоп), а вопросам возникать некогда. Если же надо, то я бы предложил физикам (и математикам тоже) сравнить закон физики Аристотеля (всякая вещь стремится занять свое положение = у всего есть смысл; а значит этот смысл нужно искать) и законы Ньютона в приложении к динамике мысли, возникающей при решении, например, математической задачи. Сразу слепая вера в силу законов Ньютона отпадет и возникнут вопросы. Ну и такого можно много напридумывать. Это и для физики полезно будет - придут люди которые обогатят её новыми идеями.
Как-то неправильно ставить ему отл.
Ну так не ставьте отл. Какие-то нюансы можно заранее обговорить. Никто не утверждает, что при любом ответе на вопрос студент получает положительную оценку
. Вопрос в том, что для Вас лучше: хоть какое-то понимание трети курса или формальное знание без понимания всего курса (или может ни то ни другое)?
С двойки на тройку типичный вопрос.
А Вы попробуйте его задать в начале семестра и не ограничивать оценку до получения ответа. Правда для этого нужно уметь услышать в ответе на такой вопрос уровень студента. Это, к сожалению, мало кто способен сделать - нет у большинства наших преподавателей ни философских, ни психологических "компетенций". Как их учили сложные теоремы доказывать, так и они учат.
Кстати, такой вопрос часто задают на пересдачах, когда становится понятно, что копать по билету уже бессмысленно
Я был и на нескольких пересдачах, и на нескольких комиссиях, потому что мне зачастую лень было даже списывать (проделывать столь бессмысленное действие), а для осмысления у меня были более насущные вопросы.
На матфизике меня отправили с экзамена с двойкой за то, что я не мог сосчитать преобразование Фурье от
(как сейчас помню: там нужно было выписать (магический на тот момент - а сейчас я уже не помню и думать не хочу; хотя, потужившись, наверное додумался бы) диффур и воспользоваться формулой преобразования Фурье от производной) и написать полностью константу в формуле Пуассона для уравнения теплопроводности (я написал интеграл с ядром и константу
, которую забыл). При этом на экзамене официально разрешено было списывать. На вопрос "А почему Вы не пользовались конспектом?" я сказал что-то в духе "А смысл? Ну, есть какая-то константа, есть способ сосчитать Фурье от экспоненты, который приводит к формуле Пуассона. Чего списывать то?". Ну к комиссии приходилось выучивать всю эту рутинную бестолковщину.
Например, на комиссии по экстремальным задачам мне попался самый сложный билет (что-то про минимальную поверхность вращения), на котором отличники валились со своих пятерок (причем более вероятно от того, что этот билет был очень плохо изложен - был одним из последних и, как полагается, излагался в экстремальном режиме). Какого же было удивление преподавателя (который не ставит выше тройки на комиссии - видимо считает, что туда полные дебилы попадают) после того, как я быстро изложил доказательство и ответил на все каверзные вопросы (сдавали мы прямо у него в кабинете, сидя перед ним), особенно в контрасте с девочкой которая не знала определения графа. Он мне даже в зачетку четверку случайно поставил, хотя в ведомости тройка была
.
И диффуры на втором курсе на тройку сдал (формулу Гронуолла спрашивали - ну есть она и есть; а меня вот теперь больше волнует, что в большинстве курсов и учебников эта формула для положительных величин доказывается, потому что там логарифмируют, а она справедлива и для знакопеременных функций - надо просто интегрировать - и это очень важно в случае отрицательной экспоненты, когда есть устойчивость). Теперь вот защищаюсь по новой специальности - диффуры и матфизика
(видимо специально для меня их в этом году объединили), по самостоятельно выбранной теме и с одиночными публикациями в (Q1) (и это пока разминочные). Конечно я отстаю от вершины мировой науки с её современными тенденциями, но я туда и не стремлюсь. Я может и приду туда, но совсем за другим и по другому поводу.
талантливых людей
Ну вот я думаю, если бы добрая половина форума (если не больше), оценивала меня на первых курсах, то я бы никогда в математике и не остался, а был бы заклеймен дебилом и выгнан с матмеха
. А я знаю очень много подобных людей, которых все-таки выгнали или они ушли, потому что их никто не понял (да и они сами на тот момент были не способны себя понять). И вот это меня больше всего волнует. Дай таким людям волю и запусти их в любую область - получатся Пуанкаре, Колмогоровы и Гротендики.