Меня просили - и я обещал - рассказать о минимальной модальной интерпретации, вот я выполняю. Я решил, что буду делать это в форме серии небольших постов. Для начала несколько базовых понятий и определений.
I.Во-первых, в центре этой интерпретации находится понятие (физической, квантомеханической) системы. Математически система характеризуется некоторым гильбертовым пространством
, и в каждый момент времени
система находится в определённой точке
этого пространства. Эта точка называется онтологическим состоянием системы.
Что тут важно отметить.
1. Пока всё очень "классично". Единственное, что необычно - это то, что пространство состояний имеет дополнительную структуру (оно гильбертово).
2. Тут уже можно заметить некоторое отличие от "привычной" квантовой механики. Именно, хотя
- это волновая функция системы, и её можно разложить по базису гильбертово пространства, но
никакого вероятностного смысла коэффициенты такого разложения не имеют. И вообще это разложение на уровне кинематики большого смысла не имеет. В каждый момент времени каждая система находится строго в одной точке пространства состояний, имеет строго одну определённую волновую функцию и не имеет никакой другой.
3. Состояние называется онтологическим, потому что перемещение соответствующей точки с течением времени - это
то, что происходит на самом деле, в природе. Постулируется, что эта картина (с точностью до математического изоморфизма) действительно отражает реально существующее и реально происходящее.
Надеюсь, тут всё ясно, а если неясно - спрашивайте, конечно.
II.Кроме онтологического состояния, существует понятие
эпистемологического состояния. Эпистемологическое состояние - это набор пар (cостояние, вероятность)
, таких что сумма всех вероятностей
не больше единицы. Ну, обычно сумма всех вероятностей равна единице, но рассматриваются также и эпистемологические состояния, когда полная вероятность меньше единицы. Сильно забегая вперёд, можно сказать, что означает, что существует ненулевая вероятность, что рассматриваемая система (более) не существует.
1. В то время как онтологическое состояние (волновая функция) - это
то, что есть, эпистемологическое состояние - это
то, что мы (или не мы) об этом знаем.
2. Как окажется в дальнейшем, в основном оказываются нужны и интересны только эпистемологические состояния, состоящие из взаимноортогональных онтологических состояний. Такие эпистемологические состояния имеют удобное изоморфное представление с помощью матриц плотности.
III.Постулируется, что существуют некоторые фундаментальные причины, по которым мы - люди и не только - как правило не можем узнать онтологическое состояние интересующей нас системы. Поэтому выделяется понятие
объективного эпистемологического состояния - то есть максимально возможного знания об онтологическом состоянии.
Таким образом, любой системе (открытой и замкнутой) сопоставляются два состояния: 1) онтологическое - волновая функция, это истинное состояние системы, 2) объективное эпистемологическое - матрица плотности, это - в силу пока неназванных, но объективных существующих причин - наилучшая возможная аппроксимация истинного состояния системы.
Соотношение между онтологическим и объективным эпистемологическим состоянием следующее. Для почти любой матрицы плотности есть единственный базис, в котором она диагональна. (Те исключительные матрицы плотности, для которых такой базис неединственный, обычным для физики образом объявляются нефизичными. Их существование влечёт некоторые трудности, но авторы интерпретации подробно их разбирают и показывают, что настоящих, неустранимых проблем (неоднозначностей, разрывностей) из-за этого не возникает.) Так вот постулируется, что соответствующие базисные состояния - это возможные онтологические состояния системы, а соответствующие диагональные элементы матрицы плотности - это вероятности того, что система находится в определённом онтологическом состоянии. Такой постулат согласуется с общим соответствием между эпистемологическими состояниями и матрицами плотности (п. II.2).
1. Вот только теперь - после введения матриц плотности - появляются вероятности. То есть в этой интерпретации вероятности связаны строго в матрицами плотности, но не с волновыми функциями.
2. Вопрос о философской природе объективных вероятностей выходит за рамки интерпретации. К сожалению, вопрос о природе вероятностей вообще (и объективных и "субъективных") - это актуальный нерешённый философский вопрос, так что приходится положиться на интуитивное понимание, сформировавшееся за столетие практической, экспериментальной работы с квантомеханическими системами.
3. Это пока не те вероятности, о которых говорится в правиле Борна: они не связаны с каким-либо измерением или "взаимодействием с макроприбором", они просто существуют.