Добрый день! Помогите, пожалуйста, ответить на вопрос по теме машинного вычисления значения трансцендентных функций
,
,
. Преподаватель озвучил следующую проблему: если аргумент очень велик, то приближение рядом Тейлора сопряжено с большими погрешностями (тем более, у
члены разложения знакопеременные, а если где-то происходит вычитание близких чисел, то за этим следует большая потеря точности), что делать? Также нужно дать комментарии по идее в случае с функцией
воспользоваться периодичностью и вычесть из аргумента необходимое количество периодов, чтобы сдвинуть его, насколько возможно, к нулю, но, если аргумент был огромен, то, учитывая погрешность округления числа
, вычитание из аргумента большого количества
также приведёт к потере точности - так как и когда можно достаточно точно вычислить
?
У меня есть несколько общих идей: перегруппировать сложение членов ряда, чтобы минимизировать погрешность (складывать близкие числа и избегать вычитания близких чисел), для
домножить и поделить
на
, чтобы
было достаточно мало (и тогда экспонента с помощью приближения первыми членами ряда Тейлора будет вычисляться достаточно точно), и результат возвести в степень
(что тоже сопряжено с погрешностями, выиграем ли точность таким образом?), а для задачи с логарифмом в случае большого
перебором найти такое натуральное
, чтобы
было достаточно близко к единице, для него посчитать приближённое значение логарифма c помощью нескольких первых членов ряда Тейлора в единице, и потом умножить результат на
.
Для
и идеи использовать периодичность можно, например, заранее вычислить "сетку" из некоторых значений, кратных
, (например, каждые
) с машинной точностью (для этого специально выделив при вычислении дополнительную точность), и тогда погрешность при сдвиге на периоды удастся сделать поменьше.
Что из этого действительно неплохо применить, что бесполезно, и что ещё можно предложить для ответа на поставленный вопрос? Такое ощущение, что что-то достаточно эффективное должно лежать совсем на поверхности (преподаватель заверил, что достаточно знаний из базового курса численных методов и обычной сообразительности).