Прочитав и сравнив сказанное о "светоносном эфире" в "Эволюции физики" Эйнштейна и "Физике для любонательных" Роджерса в контексте истории формулировки СТО, прочитал о двух основных альтернативах понимания скорости "светоносного эфира", что привели к созданию СТО:
- "движущиеся сквозь светоносный эфир тела не увлекают эфир" - неверно - противоречит эксперименту Майкельсона-Морли;
- "тела не движутся сквозь эфир или полностью увлекают его" - неверно, что тела (полностью или частично) увлекают эфир.
Вывод - тела не движутся сквозь эфир == любые движущиеся тела покоятся относительно эфира. Обычно это понимается как отрицание реальности эфира, но Эйнштейн говорит, например, что "пространство немыслимо без эфира", и правильнее было бы, наверное, считать только, что не существует только "механический светоносный эфир", который противоречил бы СТО.
Но достаточно ли релятивистского правила сложения скоростей для того, чтобы полностью исключить движение тел относительно "светоносного эфира" и установить покой любого тела относительно эфира как инвариантный факт? Пусть, например, есть два тела, что движутся навстречу друг другу, каждое со скоростью
, тогда для каждого из них относительная скорость будет меньше скорости света в вакууме - но, в то же время, я помню, что читал у Гарднера ("Теория относительности для миллионов" стр. 68-69), что для стороннего покоящегося наблюдателя они будут сближаться со сверхсветовой скоростью, и релятивистское правило сложения скоростей запрещает только сверхсветовые сигналы.
Но тогда, если заменить в примере выше одно из тел световым лучом, для самого тела свет будет приближаться к нему в соответствии с релятивистским правилом сложения скоростей, т.е.
, - но для покоящегося наблюдателя с большей скоростью, т.е. он может обнаружить движение другого тела относительно эфира?