Вторая позиция является классической, при игре с дополнительным выстрелом за попадание. Последний 1-катер может расположиться на 19 зелёных полях.
"Классической" является указанная вами позиция
без расстановки 1п (останется поле 10x6 клеток). Однопалубники не стоит так плотно размещать, ибо:
"Можно ли улучшить этот результат? Расположим 4 корабля в углу (90,92,70,72) как на рис. 13. Случайный компьютерный алгоритм: 38,2 ходов. Другие подобные варианты с 44 свободными клетками дают примерно тоже самое. Выигрыш ~2 хода. Против компьютерного случайного алгоритма смысл есть, против человека наоборот: после обстрела углов поля 10x6 он выиграет сразу или (если 4-й корабль вы расположите случайно) получит существенное преимущество ~ 30% ходов. Потому что на оставшихся 48 клетках ему придется найти только 1 корабль, а для этого нужно ~24,5 ходов. Так же малоперспективны попытки расположить 1 или 2-х корабля по углам, остальные 1–2 случайно (против человека). См. график. Для одного корабля нужно 30,5 ходов, как и в теории. Для поражения 4 кораблей нужно меньше ходов, чем для 3-х. А для поиска 6 — столько же, что и для одного"
Если вы раскидываете четыре 1п по полю 10x6, противнику нужно ~35,6 ходов для их уничтожения. А если он обнаружил один из однопалубников или несколько сразу (потому что вы прижали их к бортам или к "упаковке"), шансы на выигрыш у него резко возрастают. Зависимость кол-ва ходов от кол-ва 1п кораблей нелинейная.
График:
Сегодня вечером опубликую всю статью, вроде готова.