2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение01.01.2021, 18:50 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9904
Москва
Да, конечно, достаточно популярная конструкция механического вычислителя. Просто я такую штуку вживе видел, а прочие лишь на картинке.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение02.01.2021, 12:15 


21/04/19
1232
Евгений Машеров в сообщении #1498570 писал(а):
две стрелки, вращающиеся на оси и закреплённые под прямым углом. Проекция одной из них будет синус, второй косинус. А "сумма стрелок" будет диагональю квадрата, сторонами которого являются стрелки, имея длину в корень из двух раз больше и угол 45 градусов к ним.


"сумма стрелок" это сумма их проекций на некоторую (одну и ту же при любом их положении) прямую?

-- 02.01.2021, 12:23 --

Odysseus в сообщении #1498554 писал(а):

Но более важные вопросы, на самом деле, другие. Вы знаете как выводить все тригонометрические тождества? Точнее, можете каждое из них вывести самостоятельно (запоминать все детали вывода формулы или доказательства теоремы в математике обычно менее полезно (и не особенно реально), важнее знать основные идеи и всегда восстановить вывод это если нужно)? Понимаете их геометрический смысл? С чем они у вас ассоциируются? Проверяли их на конкретных аргументах/примерах? Можете посмотрев на какое-то тождество и, не помня его и не доказывая, сказать похоже оно на правду или нет (проведя "реалити чек" на проверку четности-нечетности, периодичности, какие значения принимает в характерных точках типа $0$, $\pi$ и $\frac{\pi}{2}$)? Знаете комплексные числа, формулу Эйлера и как ее можно при этом применять?

Всем этим по возможности занимаюсь (в частности, формулой Эйлера, может быть, Вы видели здесь topic144287.html).

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение02.01.2021, 17:03 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Евгений Машеров в сообщении #1498570 писал(а):
Арктангенс от $\frac B A$
Но если $A = 0$, приходится доопределять. Жалко, что программистская функция arctan_xy не пустит корни в математику на такие случаи (выписывать её определение каждый раз явно неудобно, а неявное определение $t = \arctg_{xy}(x, y) \Leftrightarrow \exists r\ne0.\; x = r\cos t\wedge y = r\sin t$ не сразу говорит как это считать).

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение02.01.2021, 17:32 


21/05/16
4292
Аделаида
arseniiv в сообщении #1498655 писал(а):
Жалко, что программистская функция arctan_xy не пустит корни в математику на такие случаи

https://en.wikipedia.org/wiki/atan2?

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение02.01.2021, 17:34 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Она самая, хотя из-за того что в одних местах там аргументы в одном порядке, а в других в другом, я решил, что в математических применениях её стоило бы называть с явным поминанием того, где икс, а где игрек (или где косинус, а где синус: $\arctan_\mathrm{cs}$ как-нибудь).

-- Сб янв 02, 2021 19:40:04 --

Вообще это конечно то же самое что $\arg(x + iy)$, но не всегда уместно упоминать $i$ только ради выражения этого. Часто кстати нужен даже многозначный Аргумент/Арктангенс₂ (когда нам не важно, в каких пределах держать значения угла, нет смысла выбирать ту или иную конвенцию для однозначного аргумента/арктангенса₂); также можно иногда считать, что нас вообще интересует что-то, принадлежащее окружности $\mathbb R/2\pi\mathbb R$ и что тригонометрические функции на самом деле определены на ней, а уж каноническая инъекция $\mathbb R\to\mathbb R/a\mathbb R$ всегда даёт нам доопределять функции с окружности до периодических функций на прямой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение02.01.2021, 22:51 


21/04/19
1232
Формула

$$\sin\alpha +\cos\alpha=\sqrt 2 \sin (\alpha+\frac \pi 4).$$
Евгений Машеров в сообщении #1498570 писал(а):
прояснить, откуда она взялась, можно, представив себе две стрелки, вращающиеся на оси и закреплённые под прямым углом. Проекция одной из них будет синус, второй косинус. А "сумма стрелок" будет диагональю квадрата, сторонами которого являются стрелки, имея длину в корень из двух раз больше и угол 45 градусов к ним.

Как я понимаю, "сумма стрелок" это сумма их проекций на некоторую прямую, и эта сумма по модулю будет равна диагонали квадрата, сторонами которого являются стрелки, когда эта диагональ будет параллельна этой прямой, и только тогда: пусть, например, $\alpha=\frac \pi 4$, тогда

$$\sin \frac \pi 4+\cos \frac \pi 4=\sqrt 2 \sin (\frac \pi 4+\frac \pi 4)=\sqrt 2 \sin \frac \pi 2=\sqrt 2\cdot 1=\sqrt2.$$
Или, при $\alpha=\pi+\frac \pi 4$:

$$\sin (\pi +\frac \pi 4)+\cos (\pi+\frac \pi 4)=\sqrt 2 \sin \Bigg [\Bigg(\pi+\frac \pi 4\Bigg)+\frac \pi 4\Bigg]=\sqrt 2 \sin (\pi+\frac \pi 2)=\sqrt 2\cdot (-1)=-\sqrt2 \rightarrow $$

$$\rightarrow \vert \sin (\pi +\frac \pi 4)+\cos (\pi+\frac \pi 4)\vert =\sqrt 2.$$
Это, конечно, уже некоторое геометрическое представление - и спасибо за него! - но хотелось бы найти общее геометрическое представление, то есть не только для случая параллельности диагонали и прямой. Я не смог.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 01:07 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Ну например возьмите комплексные числа. Пусть вращаются стрелка $r_1 e^{i (t + \varphi_1)} = r_1 e^{i \varphi_1} e^{i t} = z_1 e^{i t}$ и стрелка $z_2 e^{i t}$, в сумме $(z_1 + z_2) e^{i t} = |z_1 + z_2| e^{i t + i \arg(z_1 + z_2)}$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 02:58 


21/04/19
1232
arseniiv в сообщении #1498683 писал(а):
Ну например возьмите комплексные числа. Пусть вращаются стрелка $r_1 e^{i (t + \varphi_1)} = r_1 e^{i \varphi_1} e^{i t} = z_1 e^{i t}$ и стрелка $z_2 e^{i t}$, в сумме $(z_1 + z_2) e^{i t} = |z_1 + z_2| e^{i t + i \arg(z_1 + z_2)}$.

Может быть, Вы имели в виду, что вращаются стрелки $z_1=r e^{i \varphi_1}$ и $z_2=r e^{i \varphi_2}$: когда мы умножаем их на $e^{i t}$, каждая из них поворачивается на угол $t$ (так же как и их сумма $z_1 + z_2$), так что они скреплены друг с другом в том отношении, что угол между ними при этом сохраняется?

(Модули $z_1, z_2$ равны, аргументы нет.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 14:35 


21/04/19
1232
Odysseus в сообщении #1498551 писал(а):
2. Можно было решить и через тождество для $ \cos2 \beta$. Это более длинный пусть, но ничего плохого поупражняться в этом нет.

1. Первый путь (как уже было представлено):

$$\frac {1-2\cos^2 \beta}{\cos \beta+\sin \beta}=\frac {\sin^2 \beta+\cos^2 \beta -2\cos^2 \beta}{\sin \beta +\cos \beta}=\frac {\sin^2 \beta-\cos^2 \beta}{\sin \beta +\cos \beta}=$$

$$=\frac {(\sin \beta+\cos \beta)(\sin \beta-\cos \beta)}{\sin \beta +\cos \beta}=\sin \beta-\cos \beta= \sqrt 2 \sin (\beta-\frac \pi 4).$$
Второй путь:

$$\frac {1-2\cos^2 \beta}{\cos \beta+\sin \beta}=-\frac {2\cos^2 \beta -1}{\cos \beta+\sin \beta}=-\frac {\cos2 \beta}{\sin \beta +\cos \beta}=-\frac {\cos^2 \beta-\sin^2\beta}{\sin \beta +\cos \beta}=$$

$$=-\frac {(\cos \beta+\sin\beta)(\cos \beta-\sin\beta)}{\sin \beta +\cos \beta}=-(\cos \beta-\sin\beta)=\sin\beta-\cos \beta= \sqrt 2 \sin (\beta-\frac \pi 4).$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 18:44 
Аватара пользователя


16/03/17
475
Vladimir Pliassov
Все верно, только пара небольших комментариев/советов.

1) Вы иногда излишне подробно расписываете очевидные шаги, например

$$\sqrt 2 \sin (\frac \pi 4+\frac \pi 4)=\sqrt 2 \sin \frac \pi 2=\sqrt 2\cdot 1=\sqrt2$$

Здесь после первого выражения можно было бы сразу написать итог $\sqrt2$. Или, хотя бы, опустить выражение $\sqrt 2\cdot 1$ Но если на данном этапе вам это помогает - ок. Просто старайтесь стремиться к тому, чтобы в будущем количество очевидных преобразований и шагов уменьшать. Они не заслуживают такого же внимания, как и все остальное. И это будет полезнее для вас же самих, поскольку вы будете, во-первых, лучше отделять главное от второстепенного и, во-вторых, привыкать автоматически выполнять что-то очевидное. Если при этом в итоговых преобразованиях ничего принципиального не будет пропущено, то уверяю вас все поймут.

2) Во втором пути приведенном вами выше, удобнее было бы быстрее избавиться от лишнего минуса в числителе, т.е. написать так

$$\frac {1-2\cos^2 \beta}{\cos \beta+\sin \beta}=-\frac {2\cos^2 \beta -1}{\cos \beta+\sin \beta}=-\frac {\cos2 \beta}{\sin \beta +\cos \beta}=-\frac {\cos^2 \beta-\sin^2\beta}{\sin \beta +\cos \beta}=$$

$$=\frac {\sin^2 \beta-\cos^2\beta}{\sin \beta +\cos \beta}=\frac {(\sin \beta+\cos\beta)(\sin \beta-\cos\beta)}{\sin \beta +\cos \beta}=\sin\beta-\cos \beta= \sqrt 2 \sin (\beta-\frac \pi 4).$$

Это тоже в каком-то смысле универсальное правило - быстрее избавляться от лишних знаков, если они ничем не помогают и потом все равно придется от них избавиться.

А если объединить советы 1 и 2, то во втором пути можно было бы также опустить несколько очевидных преобразований и записать его короче:

$$\frac {1-2\cos^2 \beta}{\cos \beta+\sin \beta}=-\frac {\cos2 \beta}{\sin \beta +\cos \beta}=\frac {\sin^2 \beta-\cos^2\beta}{\sin \beta +\cos \beta}=\sin\beta-\cos \beta= \sqrt 2 \sin (\beta-\frac \pi 4).$$

И аналогично в первом пути можно было бы пару шагов опустить. Опять же, если вам удобнее сейчас для самого себя расписывать все максимально подробно - значит так и делайте, ничего плохого в этом нет. Это все не в качестве критики. Просто стремитесь к тому, чтобы со временем очевидные шаги видеть автоматически. А в окончательной записи для кого-то тем более не обязательно их расписывать (если вы знаете, что другой человек сможет их легко восстановить).

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 19:07 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Vladimir Pliassov в сообщении #1498688 писал(а):
Может быть, Вы имели в виду, что вращаются стрелки $z_1=r e^{i \varphi_1}$ и $z_2=r e^{i \varphi_2}$: когда мы умножаем их на $e^{i t}$, каждая из них поворачивается на угол $t$ (так же как и их сумма $z_1 + z_2$), так что они скреплены друг с другом в том отношении, что угол между ними при этом сохраняется?
Одно и то же, я просто сразу описал всё движение стрелок целиком сразу как функцию времени, а вы описали их положение в момент времени и как получить их положение в другой момент времени. :-)

Vladimir Pliassov в сообщении #1498688 писал(а):
(Модули $z_1, z_2$ равны, аргументы нет.)
Модули кстати не обязаны быть равными, всё получится и без этого ограничения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 19:36 


21/04/19
1232
Odysseus в сообщении #1498813 писал(а):
пара небольших комментариев/советов.

Спасибо!

Не знаю, на правильном ли я пути в следующем примере (http://dgunh.ru/content/glavnay/oop-new ... adaniy.pdf стр.14, пример 6.1):

$$\sin 2 \alpha \cos 3 \alpha-\cos 2\alpha \sin 3 \alpha-\sin \alpha=$$

$$2\sin \alpha \cos \alpha(4 \cos^3 \alpha-3 \cos \alpha)-(\cos^2 \alpha-\sin^2 \alpha)(3\sin \alpha-4\sin^3 \alpha)-\sin \alpha=$$
Дальше все перемножать? Я перемножил, но получил что-то, в чем не могу усмотреть, как упростить. Может быть, вместо $\cos^2 \alpha-\sin^2 \alpha$ взять одно из двух (пяти) других выражений $\cos 2 \alpha$?

-- 03.01.2021, 19:45 --

arseniiv в сообщении #1498819 писал(а):
Модули кстати не обязаны быть равными, всё получится и без этого ограничения.

Спасибо!

Модули я взял равными, чтобы была параллель со стрелками здесь (о формуле $\sin\alpha +\cos\alpha=\sqrt 2 \sin (\alpha+\frac \pi 4)$):

Евгений Машеров в сообщении #1498570 писал(а):
прояснить, откуда она взялась, можно, представив себе две стрелки, вращающиеся на оси и закреплённые под прямым углом. Проекция одной из них будет синус, второй косинус. А "сумма стрелок" будет диагональю квадрата, сторонами которого являются стрелки, имея длину в корень из двух раз больше и угол 45 градусов к ним.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 19:50 
Аватара пользователя


11/12/16
13853
уездный город Н
Vladimir Pliassov в сообщении #1498829 писал(а):
Не знаю, на правильном ли я пути в следующем примере

Представьте так: $3 \alpha = 2\alpha + \alpha$
после чего воспользуйтесь формулами для синуса и косинуса суммы углов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 20:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Vladimir Pliassov в сообщении #1498829 писал(а):
$$\sin 2 \alpha \cos 3 \alpha-\cos 2\alpha \sin 3 \alpha-\sin \alpha=$$

$$2\sin \alpha \cos \alpha(4 \cos^3 \alpha-3 \cos \alpha)-(\cos^2 \alpha-\sin^2 \alpha)(3\sin \alpha-4\sin^3 \alpha)-\sin \alpha=$$
Господь с Вами! Тут же готовая формула.

 Профиль  
                  
 
 Re: Синус плюс косинус
Сообщение03.01.2021, 20:46 
Аватара пользователя


16/03/17
475
Vladimir Pliassov
Вы продолжаете решать задачи на преобразования, но, как мне кажется, еще явно недостаточно понимаете и чувствуете то, что вы решаете. Еще раз повторю свой совет:

Odysseus в сообщении #1498554 писал(а):
Вы знаете как выводить все тригонометрические тождества? Точнее, можете каждое из них вывести самостоятельно (запоминать все детали вывода формулы или доказательства теоремы в математике обычно менее полезно (и не особенно реально), важнее знать основные идеи и всегда восстановить вывод это если нужно)? Понимаете их геометрический смысл? С чем они у вас ассоциируются? Проверяли их на конкретных аргументах/примерах?
[...]
Это все не отменяет важности решения задач, но последнее намного полезнее когда знаешь/понимаешь все выводы, а значит лучше понимаешь "что при этом происходит", а не просто пользуешься справочником готовых преобразований. Задачи должны служить для закрепления теории, значит прежде всего нужно знать теорию.
[...]
Более того, те же задачи при лучшем понимании теории сможете решать быстрее, поскольку будете лучше понимать и представлять какие структуры/паттерны есть и какие лучше применять в каждом конкретном случае.


Без всего этого вы будете продолжать механически что-то комбинировать при решении задач, но это будет больше напоминать случайный процесс и не будет очень продуктивным. И это не только ваша проблема. Так происходит у многих, если они просто что-то механически зазубривают и потом пытаются подкрепить это количеством решенных задач.

На эту тему мне нравится рассказ Чехова "Дорогие уроки". Там, конечно, и другие причины, но есть похожие моменты.

А. П. Чехов в Дорогие уроки писал(а):
На другой день вечером, когда часы показывали без пяти минут семь, пришла Алиса Осиповна, розовая от холода; она раскрыла Margot, которого принесла с собой, и начала без всяких предисловий:
— Французская грамматика имеет 26 букв. Первая буква называется A, вторая B...
— Виноват, — перебил ее Воротов, улыбаясь. — Я должен предупредить вас, мадмуазель, что лично для меня вам придется несколько изменить ваш метод. Дело в том, что я хорошо знаю русский, латинский и греческий языки... изучал сравнительное языковедение, и, мне кажется, мы можем, минуя Margot, прямо приступить к чтению какого-нибудь автора.
И он объяснил француженке, как взрослые люди изучают языки.
— Один мой знакомый, — сказал он, — желал изучить новые языки, положил перед собой французское, немецкое и латинское евангелия, читал их параллельно, причем кропотливо разбирал каждое слово, и что ж? Он достиг своей цели меньше чем в один год. Сделаем и мы так. Возьмем какого-нибудь автора и будем читать.
[...]
Ходит она до сегодня. Переведены уже четыре книги, а Воротов не знает ничего, кроме слова «mémoires», и когда его спрашивают об его научной работке, то он машет рукой и, не ответив на вопрос, заводит речь о погоде.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 41 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group