Ох, чувствуется, на насколько разных языках мы говорим
Попробую тогда решить задачку. Задам вектор
и базис ортогональной ему плоскости
,
(тройка
правая, как и должно быть).
Группа
состоит из элементов
, где оси
есть медианы равностороннего треугольника, содержащие соответствующую вершину:
Операция
есть вращение против часовой вокруг
, минус понятно. Здесь у нас в качестве направления
вектор
,
--
,
--
.
На этот базис натянем трёхмерное представление группы
вида
.
(здесь шесть матриц)
(Оффтоп)
Матрица перехода к нашему повёрнутому базису
то есть
. Следовательно, преобразовать матрицы к стандартному базису надо по правилу
.
Итак, получается (здесь матрицы даны в том порядке как выше: 1 -- единичная, 2 --
, 3 --
, 4 --
и т. д.)
Код:
--> l(1)
ans =
1. 0. 0.
0. 1. 0.
0. 0. 1.
--> l(2)
ans =
-0.25 -0.0669873 -0.9659258
0.9330127 0.25 -0.258819
0.258819 -0.9659258 0.
--> l(3)
ans =
-0.25 0.9330127 0.258819
-0.0669873 0.25 -0.9659258
-0.9659258 -0.258819 0.
--> l(4)
ans =
-0.6666667 -0.5773503 -0.4714045
-0.5773503 0. 0.8164966
-0.4714045 0.8164966 -0.3333333
--> l(5)
ans =
0.6606836 -0.6443376 0.3851315
-0.6443376 -0.75 -0.1494292
0.3851315 -0.1494292 -0.9106836
--> l(6)
ans =
-0.4940169 0.3556624 0.7933798
0.3556624 -0.75 0.5576775
0.7933798 0.5576775 0.2440169
С этими матрицами теперь будем работать, забыв о том, что мы знаем закон преобразования.
----------------------------
Рассмотрим представление
. Его характер -- вектор
(классы перечислены в порядке
). Проектор на это представление
имеет вид
Код:
--> P_E = 2/6*(2*l(1) - 1*l(2) - 1*l(3))
P_E =
0.8333333 -0.2886751 0.2357023
-0.2886751 0.5 0.4082483
0.2357023 0.4082483 0.6666667
Тут, видимо, проще всего сделать QR-разложение:
,
Код:
Q =
-0.9128709 0. -0.4082483
0.3162278 -0.6324555 -0.7071068
-0.2581989 -0.7745967 0.5773503
R =
-0.9128709 0.3162278 -0.2581989
0. -0.6324555 -0.7745967
0. 0. 0.
Введём в рассмотрение базис
. Оператор
в этом базисе примет вид
и равен
Код:
--> R*Q
ans =
1. 0. 0.
0. 1. 0.
0. 0. 0.
Выходит, что базис представления
имеет вид
Код:
--> f(1), f(2)
ans =
-0.9128709
0.3162278
-0.2581989
ans =
0.
-0.6324555
-0.7745967
(короче, первые два столбца матрицы
).
-----------------
Рассмотрим представление
. Его характер
, так что проектор на представление имеет вид
Код:
--> P_A = 1/6*(l(1)+l(2)+l(3)-l(4)-l(5)-l(6))
P_A =
0.1666667 0.2886751 -0.2357023
0.2886751 0.5 -0.4082483
-0.2357023 -0.4082483 0.3333333
разложение
Код:
Q =
-0.4082483 0.8726167 -0.2680921
-0.7071068 -0.1165436 0.6974364
0.5773503 0.474297 0.664612
R =
-0.4082483 -0.7071068 0.5773503
0. 0. 0.
0. 0. 0.
и в базисе из столбцов
проектор имеет вид
Код:
--> R*Q
ans =
1. 0. 0.
0. 0. 0.
0. 0. 0.
так что первый столбец является его базисом.
Матрицу базисных векторов обозначим
; она равна
Код:
F =
-0.9128709 0. -0.4082483
0.3162278 -0.6324555 -0.7071068
-0.2581989 -0.7745967 0.5773503
и её теперь применим к операторам представления
в виде
, получив
Код:
w =
w(1)
1. 0. 0.
0. 1. 0.
0. 0. 1.
w(2)
-0.5 -0.8660254 0.
0.8660254 -0.5 0.
0. 0. 1.
w(3)
-0.5 0.8660254 0.
-0.8660254 -0.5 0.
0. 0. 1.
w(4)
-0.6 -0.8 0.
-0.8 0.6 0.
0. 0. -1.
w(5)
0.9928203 -0.1196152 0.
-0.1196152 -0.9928203 0.
0. 0. -1.
w(6)
-0.3928203 0.9196152 0.
0.9196152 0.3928203 0.
0. 0. -1.
В последних трёх матрицах написана какая-то тарабарщина, которая говорит о том, что в идеале можно ещё повернуть векторы
вокруг
на какой-нибудь угол; матрицы
и
при этом не должны измениться. Угол поворота выберем из тех соображений, чтобы
стала диагональной. Получим
матрица преобразования
имеет вид
и применение её к матрице
в виде
даёт в первой строке
поэтому берём уравнение
откуда
. Получаем окончательный результат
Код:
z(1)
1. 0. 0.
0. 1. 0.
0. 0. 1.
z(2)
-0.5 -0.8660254 0.
0.8660254 -0.5 0.
0. 0. 1.
z(3)
-0.5 0.8660254 0.
-0.8660254 -0.5 0.
0. 0. 1.
z(4)
-1. 0. 0.
0. 1. 0.
0. 0. -1.
z(5)
0.5 -0.8660254 0.
-0.8660254 -0.5 0.
0. 0. -1.
z(6)
0.5 0.8660254 0.
0.8660254 -0.5 0.
0. 0. -1.
и матрица перехода
к итоговому базису
получается
Код:
H' =
-0.8164966 0. -0.5773503
0.4082483 -0.7071068 -0.5773503
-0.4082483 -0.7071068 0.5773503
S =
0.8164966 0. 0.5773503
-0.4082483 0.7071068 0.5773503
-0.4082483 -0.7071068 0.5773503
где штрих = траспонирование, приведено для удобства сравнения с исходной матрицей перехода к стандартному базису
Произведение
равно
Всё получилось с точностью до обращения направлений
.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Загляните в Марию Ивановну Петрашень с Евгением Дмитриевичем Трифоновым ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ГРУПП В КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ, глава 7. И вообще, если Вы эту книжку раньше не видели, то рекомендую.
Спасибо! Посмотрю. Пытаюсь пока вслепую что-то получить осммысленное.
-- 05.12.2020 в 23:31 --Например, взять элемент третьего порядка
, случайный вектор
, тогда
направлен вдоль этой оси.
Не выходит так (применял оператор
).