2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 random(a,b) через random(0,1)
Сообщение26.09.2020, 20:53 


15/04/20
201
Читаю "Алгоритмы: Построение и анализ", задача: есть фукнция $random(0,1)$, которая возвращает $0$ или $1$ с одинаковой вероятностью = $\frac{1}{2}$. Необходимо реализовать функцию $random(a,b)$, которая возвращает целое число из отрезка $[a,b]$ только посредством вызова функции $random(0,1)$.
Придумал что-то такое(код написан на python3):
Код:
from random import randint
def myrandom(a,b):
    a1 = a
    for i in range(b-a):
        a1 += randint(0,1)
    return a1

Но уж больно средние числа она возвращает из отрезка. Подскажите, пожалуйста, в каком моменте надо пересмотреть решение? Ну, я житейски понимаю свою ошибку: прибавляя $(b-a)$ раз $random(0,1)$ к $a$, я в среднем и получу $a + \frac{b-a}{2} = \frac{a+b}{2}$, но в какую сторону лучше пойти?

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение26.09.2020, 21:25 


05/09/16
12058
VoprosT в сообщении #1484842 писал(а):
Подскажите, пожалуйста, в каком моменте надо пересмотреть решение? Ну, я житейски понимаю

Тут как раз житейство плохо работает. Вернее, если вы опять доведёте до абсурда и сложите очень много случайных величин ($(b-a) \gg 1$), получите ЦПТ, ибо сумма равномерно распределенных величин не рапределена равномерно :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение26.09.2020, 21:29 
Заслуженный участник


20/08/14
11764
Россия, Москва
Вызовом random(0,1) получать по одному биту, накапливать их в дополнительной переменной $c$. Вызывать столько раз, чтобы позиция старшего бита была больше $b-a$ (лучше во много раз больше). После накопления вычислить $f()=a + c (b-a)/2^n$ (приведение числа $c$ к диапазону $[a,b]$). Аккуратно проверить возможное равенство левой и правой границе диапазона, может там где-то придётся сделать $\pm 1$ числу перед делением. Как-то так.

Другим вариантом того же алгоритма будет представить число $c$ как дробь (собственно $c/2^n$ выше это и делает) и накапливать биты дробной части, столько чтобы при умножении $f()=a+c(b-a)$ младший значащий бит оставался ещё в дробной части. И тоже проверить достижение правой границы.

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение27.09.2020, 00:59 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
VoprosT в сообщении #1484842 писал(а):
Но уж больно средние числа она возвращает из отрезка.
О, вы переоткрыли биномиальное распределение. :-)

А вот алгоритм, точно дающий равномерное распределение: накапливаем биты, пока не накопится альтернатив не меньше чем нам надо, после чего выдаём результат, если он среди первых $|a..b| = b - a + 1$ альтернатив, а если нет, вычитаем $|a..b|$ альтернатив и продолжаем удваивать их число, пока опять их не станет достаточно, и т. д. пока нам наконец не повезёт. После этого мы можем сохранить оставшиеся альтернативы, чтобы сэкономить энтропию, выданную нам генератором, а можем и не экономить и начать с одной альтернативы. Алгоритм придумал не я, но я его жутко люблю.

Пример, потому что лень было сделать описание вменяемым: допустим, нам надо сгенерировать 0..4. Будем считать удачными лексикографически первые альтернативы из полного списка возможных. Пошли генерировать:

    ε: одна альтернатива, мало.
    ε —1→ 1: две 0, 1, мало.
    1 —0→ 10: четыре 00, 01, 10, 11, мало.
    10 —1→ 101: восемь 000..111 — но получившееся у нас 101 не попадает в 000..100. Эти пять альтернатив сгорают. Теперь у нас три альтернативы 101, 110, 111.
    101 —1→ 1011: шесть 1010, 1011, 1100, 1101, 1110, 1111, мы попали наконец в первые пять, так что выдаём 1 (1010 соответствует 0, …, 1110 соответствует 4).

(Теперь у нас осталась одна альтернатива 1111 на будущее, и в этом случае нет разницы между экономящим энтропию и экономящим память алгоритмами.)

Оно конечно кодируется много проще, чем описано тут. Неподходящие альтернативы всегда соответствуют какому-то концу списка двоичных строк, упорядоченных лексикографически, так что мы можем накапливать биты в целом числе и потом когда полное количество альтернатив выходит больше $|a..b|$, если в числе меньше $|a..b|$, выдавать его (плюс $a$), а если больше, вычитать из него $|a..b|$ так же как и из количества альтернатив и продолжать попытки.

-- Вс сен 27, 2020 03:00:29 --

Другое описание от Null: https://dxdy.ru/post947484.html#p947484.

-- Вс сен 27, 2020 03:03:21 --

Dmitriy40 в сообщении #1484846 писал(а):
Другим вариантом того же алгоритма будет представить число $c$ как дробь (собственно $c/2^n$ выше это и делает) и накапливать биты дробной части, столько чтобы при умножении $f()=a+c(b-a)$ младший значащий бит оставался ещё в дробной части. И тоже проверить достижение правой границы.
А, ну это же вроде то же самое? Но зато в формулировке выше не надо проверять границы.

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение27.09.2020, 14:59 


15/04/20
201
arseniiv в сообщении #1484868 писал(а):
VoprosT в сообщении #1484842 писал(а):
Но уж больно средние числа она возвращает из отрезка.
О, вы переоткрыли биномиальное распределение. :-)

Ура!

Так, похоже звёздочка у задачи была неспроста, пока не дорос до таких рассуждений, вернусь к этому чуть позже, Dmitriy40 и arseniiv, спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение27.09.2020, 19:43 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
VoprosT
Ну в общем вы сами можете переоткрыть похожий алгоритм — тут в моём случае применяется простой принцип, который часто применяется в симуляции различных вероятностных распределений — генерация с отбраковкой. Например как сгенерировать точку, распределённую равномерно внутри круга? Не самый плохой алгоритм — сгенерировать равномерно распределённую внутри квадрата точку (а это просто пара координат, распределённых равномерно на отрезке и независимых друг от друга, что обычно у нас есть из коробки, хотя и не в текущей теме) и если она лежит в круге (что легко проверяется: $x^2 + y^2 < 1$?), то мы в шляпе, а если не лежит, то вздохнуть и генерировать её ещё раз, пока не станет лежать. Будет отбраковываться $1-\pi/4\approx 21\%$ случаев, что довольно плохо, и потому обычно генерируют не так, но во многих случаях такой принцип применяется.

Тут мы тоже сначала накапливаем достаточно информации, чтобы можно было вообще выдать число, и применяем отбраковку, если это не удалось, но в моём случае отбраковка была немного оптимизирована (не выкидывать лишнюю информацию, которую мы получили) и потому алгоритм стал сложнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение03.11.2020, 20:54 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
Вариант "готового" решения можно найти в документации к классу Random языка Java. Единственное отличие, там биты генерируется не по одному, а пачкой из 31 штуки. Имея функцию генерации лишь одного бита их вариант можно допилить в лоб, вставив вложенный цикл на 31 итерацию. Можно, конечно, сделать и красиво.

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение03.11.2020, 22:03 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Ага, отбраковка без всякой экономии энтропии! Зато быстренько.

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение05.11.2020, 04:00 
Аватара пользователя


26/05/12
1694
приходит весна?
Ну, если делать всё красиво, то должно получиться что-то такое:

код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис Java
import java.util.*;

public class RandomN_from_Random2 {
       
        private static final Random rand = new Random ();
       
        private static final int num = 50000000;
        private static final int limit = 5;
        private static final int [] stat = new int [limit];
        private static int bitsCount = 0;
       
        public static void main (String [] args) {
                int k;
                for (k = 0; num > k; ++k) {
                        ++stat [getRandomN (limit)];
                }
                for (k = 0; limit > k; ++k) {
                        System .out .println (k + ": " + stat [k]);
                }
                System .out .println ("Bits count: " + bitsCount);
        }
       
        private static int getRandomN (int limit) {
                int capValue, result;
                capValue = 1;
                result = 0;
                while (true) {
                        capValue <<= 1;
                        result <<= 1;
                        result += getRandom2 ();
                        if (limit <= capValue) {
                                if (limit > result) {
                                        return result;
                                } else {
                                        capValue -= limit;
                                        result -= limit;
                                }
                        }
                }
        }
       
        private static int getRandom2 () {
                ++bitsCount;
                return rand .nextInt (2);
        }
}
 


Всё по-честному, отбраковка с сохранением энтропии. Результат работы приблизительно такой:

код: [ скачать ] [ спрятать ]
Используется синтаксис Text
0: 9999966
1: 10000088
2: 10004420
3: 9998599
4: 9996927
Bits count: 179999789

0: 9998921
1: 10002279
2: 9999109
3: 10002665
4: 9997026
Bits count: 180009061

0: 10002430
1: 9999696
2: 9993854
3: 9998651
4: 10005369
Bits count: 179990661
 


В пределах погрешности распределение выглядит равномерным.

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение04.03.2021, 01:00 
Аватара пользователя


07/02/12
1433
Питер
arseniiv в сообщении #1490604 писал(а):
отбраковка без всякой экономии энтропии

А когда бывает целесобразно ее экономить?
Псевдослучайное пр-во значительно расширяется без принципиального усложнения алгоритмов.

 Профиль  
                  
 
 Re: random(a,b) через random(0,1)
Сообщение04.03.2021, 01:37 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
bondkim137 в сообщении #1507770 писал(а):
А когда бывает целесобразно ее экономить?
Если например по какой-то причине мы хотим только истинно случайные биты, которые у нас генерируются притом не очень быстро, и хочется поменьше их ждать. Но я не в курсе, насколько это относится к реальным ситуациям, да.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: Karan, Toucan, PAV, maxal, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group