wrestОчень может быть. Я это у Торна тоже читал.
Я подобное представление об искривляющихся линейках и замедляющихся часах обычно применяю к расширению Вселенной. С часами тут совсем ничего не происходит, а расширение пространства чисто психологически проще заменить на уменьшение со временем всех материальных тел (длина волн электромагнитного излучения не меняется).
При таком представлении многие вопросы, которые я часто слышу в связи с расширением Вселенной, становятся совсем простыми.
Например, разница между космологическим красным смещением и эффектом Доплера (здесь сразу видно, что за первое отвечает уменьшение, а за второе - движение).
Или вопрос о центре большого взрыва (здесь очевидно, что если запустить время назад и наблюдать, наоборот, увеличение материальных тел, то в конце концов начнется все усиливающаяся всеобщая давка по всему пространству, так что никакой выделенной точки тут нет).
Или вопрос о сверхсветовых скоростях удаления от нас очень далеких обьектов (ясно, что если я за одну секунду уменьшился вдвое, то все тела за секунду стали от меня дальше в два раза. И если некий квазар находился от меня на расстоянии 1 млрд.световых лет, то за секунду расстояние до него вырастет на 1 млрд. световых лет. Этой скорости увеличения расстояния нет никакого предела).
Или вопрос о горизонте наблюдаемой Вселенной (в этом представлении скорость света постоянна в том смысле, что свет свегда проходит метровую линейку за одно и то же время. Т.к. метровая линейка непрерывно уменьшается, скорость света становится все меньше и меньше. Если вещество уменьшается слишком быстро, свет с постоянно уменьшающейся скоростью даже за бесконечное время далеко от точки испускания не уйдет. Этим приемом удобно решать задачу про муравья на растягивающейся резинке.)
Я это пишу к тому, что говорить, что точно известно, что пространство-время искривлено, а гравитации не существует как какой-то доказанный и неоспоримый факт -- неверно.
Вы правы, конечно. Но если обьясняешь человеку, который только-только начинает что-то понимать, то неразумно с первых же шагов сбивать его с толку утверждениями об эквивалентности двух представлений, когда он ни одного из них еще толком не понял. Так он скорее всего вынесет из такого обсуждения лишь, что "все относительно".