Последний раз редактировалось Alex-Yu 07.04.2020, 22:42, всего редактировалось 5 раз(а).
С принципиальной точки зрения, катушка -- это спиральный волновод. Для такой катушки, как на рисунке, возможна и хорошо работает приближенная теория, основанная на том, что обмотка рассматривается как анизотропно проводящая поверхность (вдоль витков проводимость бесконечность, попрек -- ноль). Правда, при этом все равно приходится дисперсионное уравнение решать численно, оно трансцендентное.
С некоторыми уточнениями (но не без них, как делает ТС!) в принципе можно говорить о скорости распространения волны по такому волноводу, для некоторых частот она будет много меньше скорости света . Хорошо наблюдаются стоячие волны, просто с помощью неоновой лампочки, если генератор достаточно мощный. Я когда-то наблюдал и сравнивал с упрощенной теорией, совпадало хорошо.
Но рассуждать о скорости распространения сигнала столь примитивно, как это делает ТС, нельзя. Дело в том, что имеется довольно сильная дисперсия этой самой скорости (для разных частот она разная). При примитивной постановке эксперимента, в духе описанного, будет наблюдаться сложный переходной процесс, имеющий очень отдаленное отношение к скорости распространения сигнала (и вообще, что за "зверь" это такой, "скорость распространения сигнала" в данной конфигурации???? Нет такого однозначного параметра у этой системы!!!).
P.S. Смутно вроде помню (много десятилетий прошло с тех пор, когда я этим развлекался), что в каком-то предельном случае, я уже забыл в каком именно, скорость волны приближается к определенной через длину провода, будто он прямой. Но это только для специального предельного случая. И весьма грубо-приближенно.
P.P.S. А ТС здесь можно посоветовать только одно: бросить заниматься глупостями и пойти, если есть такая возможность, в приличный университет поучиться. Делать эксперименты -- это совсем не такое простое занятие, как кажется профанам. Если, конечно, хотеть, чтобы эксперименты были разумными, а не придурочными. Сделать корректный эксперимент --- это намного сложнее, чем изучить, к примеру, электродинамику со всеми ее интегралами, роторами, дивергенциями и пр.. По сравнению с экспериментом (корректным) роторы-интегралы -- это намного проще.
|