luitzen писал(а):
У Клини во «Введении в метаматематику» на с. 151 есть таблица на эту тему. Доказывается же всё это в теореме 58 (сс. 430–434).
Любопытно. Книжка Клини мне в данный момент недоступна, попробую добыть...
luitzen писал(а):
Теорема Гливенко сформулирована применительно к пропозициональной логике.
Ага, понятно.
Добавлено спустя 2 часа 53 минуты 9 секунд:Someone писал(а):
Поскольку термин "математический анализ" существует очень давно, гораздо (в разы) дольше, чем "конструктивный математический анализ", он означает именно классический математический анализ.
Вот с такой постановкой вопроса я и не согласен. "Классический математический анализ, основанный на аксиоме бесконечности", существует относительно недавно - со времён аксиоматизации теории множеств. Ну, если принимать в расчёт и неформальные аспекты, то чуть раньше - со времени введения Кантором в математическую практику понятия "множества" и рассуждений о "бесконечностях".
Уже в это время точка зрения математиков на бесконечности разошлась: альтернативный Канторовскому подход продемонстрировал Брауэр. Конечно же, матанализ как понятие существовал и до этого, но к нему отнюдь нельзя было применить характеристику: "основанный на аксиоме бесконечности". Подход Брауэра предполагал отказ от некоторых, считавшихся к этому моменту "традиционно принятыми", законов аристотелевой логики, в частности - от закона исключённого третьего. Поэтому линию математиков, развивающих теорию множеств как основание математики, стали называть "классической", имея в виду, что они, в отличие от последователей Брауэра, использовали "классическую"
логику в полном объёме. Но это не означает, что и
матанализ к ним перешёл "классический"! Последователи Брауэра развивали существовавший к этому времени матанализ
на равных правах с последователями Кантора и Гильберта.
Поэтому неправильно говорить, что вторым принадлежит "существующий очень давно" матанализ и что его неотъемлемой частью является аксиома бесконечности.
Someone писал(а):
отрицаете ли Вы полезность математического анализа, "основанного" на аксиоме бесконечности?
Нет, не отрицаю. Я отрицаю полезность аксиомы бесконечности в матанализе. Ибо как показала практика последователей Брауэра, развивавших "существовавший очень давно" матанализ без использования аксиомы бесконечности, получается штука не менее полезная, чем с аксиомой бесконечности.
Someone писал(а):
Конструктивные математики (начиная с Маркова) всегда начинали с признания, что не понимают, что такое актуальная бесконечность (а поэтому говорить о ней больше не будут).
Вообще, вопрос о том, в каком виде "существуют" математические объекты, относится скорее к философии, чем к математике. Для меня они существуют в виде конечных цепочек символов (не сводясь, однако, к этим цепочкам). "Существуют" ли элементы множества "все сразу", или они "появляются" по мере того, как они нам понадобились - большой разницы нет. Обсуждать философские вопросы я не хочу.
Вопрос о существовании актуальной бесконечности - это не философия, а математика, ибо он может быть формализован в языке логики первого порядка в виде утверждения о существовании индуктивного множества. Но для конструктивистов такое утверждение неприемлемо, поскольку любое утверждение о существовании должно предполагать процедуру построения соответствующего объекта: предъявИте процедуру, будет о чём говорить (примерно в этом и заключается позиция Маркова).
Someone писал(а):
Могла бы быть теорема типа "не существует алгоритма, проверяющего (в точно определённом смысле) аксиому бесконечности".
Очевидно, что такой теоремы нет, поскольку если бы она была, то это бы означало конструктивное
отрицание аксиомы бесконечности. И мы бы сейчас имели соответствующее утверждение в числе базовых тезисов конструктивной математики.
Someone писал(а):
Без этого Ваше утверждение является бессмысленным.
Опять рассуждения в классической логике. Заявление о том, что высказывание нельзя считать истинным, не есть его отрицание. И в таком заявлении
есть смысл.
Someone писал(а):
Философствования на тему предварительной проверки (в весьма неопределённом смысле) аксиом перед их принятием относятся совсем не к математике. Конструктивность, кстати сказать, понимается в весьма разных смыслах.
Только не самими конструктивистами! Конструктивисты понимают её в строгом формализуемом смысле. Поэтому те, кто понимают "конструктивность" в философском смысле, т.е., например, безоговорочно принимают аксиому бесконечности, но "сомневаются в конструктивности" аксиомы выбора, - это не конструктивисты.
Someone писал(а):
Опять же я не понимаю, что такое "построение" множества. Если Вы под этим понимаете процедуру перечисления элементов множества по одному, то да, для бесконечного множества она не закончится.
Нет, это любая исполнимая процедура, результатом которой является соответствующее множество в том или ином представлении. Математика оперирует только со строками символов, значит в рамках математики представлением множества должна быть некая строка символов. Это значит, что Вы имеете право строить множество не только "по одному элементу", а например, по десять (если определите процедуру добавления 10-ти элементов). Или, если хотите, можете определить процедуру добавления по 10 элементов, через которую определите процедуру добавления по 10^10 элементов, через которую определите процедуру добавления по 10^10^10 элементов... Но в итоге должна получиться процедура с
конечным описанием, имеющая точку останова, в которой она предъявит Вам в качестве результата искомое множество.
Someone писал(а):
И в классической математике, и в конструктивной определение является конечной последовательностью символов, и в обоих случаях работа идёт только с этим конечным определением.
Да, это так. Но в конструктивной математике прежде, чем начать "работать" с этой последовательностью символов, необходимо сначала убедиться в конструктивной реализуемости определяемого объекта.
Someone писал(а):
И не открещивайтесь от аксиомы бесконечности. Формально в конструктивной математике её нет, но замена имеется. Конструктивная математика вовсю эксплуатирует множество слов (в алфавите, используемом алгоритмами), которое бесконечно. Будем ли мы его при этом считать "актуально бесконечным" или "потенциально бесконечным" - вопрос философский, а не математический.
Конструктивная математика
использует слова в алфавите, но она не пытается измерить их количество или собрать их все во множество. Если с классической точки зрения все объекты, с которыми мы когда-нибудь будем иметь дело, в логическом смысле "существуют изначально" (отсюда и попытки обобщённо говорить о всём том, с чем мы ещё не имели дело), то с конструктивной точки зрения объекты
создаются, т.е. "конструируются". Сконструировали - значит объект существует. Не сконструировали - значит и говорить пока не о чем.
Вопрос про существование бесконечности действительно "философский"
(Брр, согласившись здесь с Вами, я как бы противоречу самому себе. Поэтому уточню: сформулировать аксиому бесконечности мы можем, это математика, но принять за достоверную истину - это уже философия. С точки зрения конструктивизма, естественно.), именно поэтому конструктивная математика отказывается на него отвечать. Что касается "потенциальной" бесконечности, про "существование" которой некоторые говорят, то речь идёт всего лишь о невозможности собрать все объекты соответствущего типа в конечное множество. Например, предположение о том, что все натуральные числа собраны в конечное множество, приводится к противоречию путём
конструирования числа, которого не было во множестве. Однако между утверждениями о "несуществовании конечного множества" и о "существовании бесконечного множества" лежит пропасть...
Someone писал(а):
Поскольку Б.А.Кушнер говорит как раз о том, что Вы считаете происками "классицистов", и, более того, уделяет этому достаточно большое внимание, мне остаётся сделать вывод, что Вы его относите к вражеским агентам.
Вывод неправильный. Никого я "вражеским агентом" не считаю. Но конструктивизм, с моей точки зрения, здорово страдает от непонимания со стороны тех, кто "привык" мыслить категориями классической логики. А конкретно про Кушнера я вообще ничего "плохого" не говорил.
Someone писал(а):
Успокойтесь, конструктивизм в Вашей защите не нуждается.
Ознакомившись, в частности, с Вашей точкой зрения на него, можно прийти к противоположному выводу.
Someone писал(а):
И не верю я, что такое сильное утверждение, как неперечислимость множества КДЧ, может не иметь никаких полезных следствий. Я привык не делать подобных заявлений.
Вы неявно усиливаете моё заявление. Вы считаете, что если сказано, что "полезных следствий нет", то это является категорическим приговором на все времена (в смысле "вечной истины" классической логики). Я же имею в виду, что "не видно и не предвидится" - примерно в том же смысле в котором не предвидится построение конкретного примера бесконечного множества. Т.е. формально утверждать его отсутствие мы не можем, но и о наличии говорить (пока и в обозримой перспективе) не приходится.
Someone писал(а):
"Всякое высказывание либо истинно, либо ложно" - это утверждение, будучи формализованным, влечёт за собой всю классическую логику (исчисление высказываний), включая законы исключённого третьего и снятия двойного отрицания.
Нет, Вы забываете, что в конструктивной логике другое отрицание, чем в классической. Если в классической логике истинность
означает, что
ложно, то в конструктивной истинность
означает, что
можно привести к противоречию.
Я не знаю, откуда Вы взяли такую "конструктивную" интерпретацию понятия "ложно". Приведение к противоречию и является доказательством ложности утверждения, оно же - доказательство отрицания. Другое дело, что понятие "ложности" не является противоположностью (единственной альтернативой) понятию "истинности". То, о чём Вы говорите как о "ложном" (т.е. "не истинном"), кажется, у Гейтинга называется "слабым отрицанием". Каковое, собственно, и отрицанием-то не является, а представляет собой просто отсутствие утверждения.
В любом случае, введение Вашего понятия о "ложности" в конструктивную логику неправомерно: конструктивизм не вправе принимать его в качестве логического значения, ибо это означало бы принятие всего набора аксиом классической логики. Выше я об этом написал.
Добавление. Чтобы нам с Вами впустую не спорить относительно того, сколько в конструктивной логике логических значений, загляните в: Новиков "Конструктивная математическая логика с точки зрения классической". Гл.2, п.5, теоремы 2 и 3.
Someone писал(а):
Вполне может так случиться, что
ложно, но построить противоречие, используя
, в конструктивной логике нельзя. Тогда
тоже будет ложно.
Вы рассуждаете с точки зрения классической логики. Если
не удалось привести к противоречию, то мы не вправе говорить о его ложности. Поэтому это "вполне может случиться" только с точки зрения классической логики, в которой вечная и независимая от каких бы то ни было теорий истинность (или ложность) существует как бы сама по себе, а теория (как способ вывода утверждений) - сама по себе.
Someone писал(а):
Не забывайте также, что истинность и ложность - это всего лишь значения оценочной функции на множестве высказываний. Эта оценочная функция определённым образом связана с аксиомами (логическими и нелогическими) и правилами вывода, но выводимость высказывания зависит от набора этих самых аксиом и правил вывода и, вообще говоря, не всякое истинное (в смысле оценочной функции) высказывание выводится из аксиом посредством принятых правил вывода.
Я знаком с этой (классической) точкой зрения. Вы ещё не построили конкретной формулы для оценочной функции, а уже утверждаете, что она "существует" и даже декларируете наличие у неё определённых свойств (в частности - наличие строго определённого множества значений, например - двух). Хочу Вам заметить, что в конструктивизме всё не так: для конструктивного анализа "оценочной функцией" является сама процедура вывода в теории. Впрочем, Вы имеете право определить любую "оценочную функцию" (только не забывайте, что "определить" - значит "построить процедуру вычисления логического значения для заданной строки утверждения"). В таком случае процедура вычисления логического значения + проверка того, что оно = "истинно", - это и будет процедурой доказательства, т.е. в итоге мы получим "теорию".
Someone писал(а):
Ещё раз: не путайте истинность и выводимость.
Вот, в этом, с точки зрения конструктивизма, и заключается один из "грехов" классического подхода: что приходится
разделять истинность и выводимость. В конструктивизме что выводимо - то и истинно. Не вывелось - не имеем право говорить об истинности. Вывелось отрицание - имеем право говорить о ложности.
Someone писал(а):
Понятие "множество всех КДЧ", насколько я знаю, просто неопределимо: не придумано процедуры, которая бы сгенерировала их все.
Вы путаете возможность определить множество с его перечислимостью. Определить - это записать его определение, с которым потом можно работать (в том числе - использовать как входные данные для алгоритма. А перечислимость требует гораздо большего: построения перечисляющего алгоритма. Как известно, от определения до перечисления (и даже до конструктивного определения того, принадлежит ли конкретный элемент данному множеству) довольно далеко.
Нет, не путаю. Я говорю об определении, а не о перечислении. Я не сказал "все по очереди". Процедура, которая должна определить "множество всех КДЧ", должна предъявить в качестве результата математический объект (строку), из которой с помощью операции "принадлежит к" извлекается любое КДЧ.