Блин, неужели я так криво выражаюсь!?
Я же в качестве третьего значения истинности имел ввиду "доказано, что недоказуемо и что неопровержимо".
(я, кстати, извиняюсь, что мы с предсказуемости события перескочили на логическое значение утверждения - мой косяк)
Я так понял, Вы выделяете временной аспект в статусе утверждений.
Например, теорема Ферма была доказана только в 1993 году, поэтому до 1993 года ссылаться на нее как на истинную, ложную или неразрешимую было нельзя. А с 1993 она получила статус истинной и теперь на нее можно ссылаться как на истинную.
Ну Вы тогда правильно рассуждаете о том, что если для утверждения нет доказательства, опровержения или доказательства неразрешимости, то это не есть некое логическое значение (хотя бы в силу того, что логическое значение - вне временная характеристика).
А я просто про другое говорил - про неразрешимость утверждения (будем утверждения называть неразрешимыми в теории Т, если доказано, что их нельзя доказать и опровергнуть).
Вы писали:
В этом как раз заключаются различия между классической и конструктивной логикой. Это утверждение мы имеем право сформулировать, и в классической логике оно автоматически становится доказанным (в силу закона исключённого третьего), но в конструктивной логике оно остаётся лишённым смысла набором слов, поскольку нет способа проверки этого общего утверждения для каждого конкретного случая.
Ага, различия я запомню.
Только мелкое замечание: я понимаю, что Вы пытаетесь сказать, только неверно думать, что неразрешимое утверждение лишено смысла.
Наличие смысла и неразрешимость утверждения находятся друг с другом "в общем положении", то есть возможны все 4 комбинации этих свойств и их отрицаний.
Например, если из геометрии Евклида выкинуть 5 постулат, то он окажется неразрешимым, но смысл у него будет.
Наоборот, любое некорректное утверждение неразрешимо в силу его некорректности, и вместе с этим смысла у него нет.
Наконец, теорема Ферма разрешима, но смысла она не имеет, как и любое нетривиальное теоретико-числовое утверждение.
Вообще о смысле приходится говорить с натяжкой. Формально он есть у всех утверждений, но он может оказаться слишком "далеким" от опыта и человеческой практики. Вот когда он "далек", то я говорю, чо смысла нет с этой натяжкой.
Насчет логических значений утверждений.
В комплексной логике Зиновьева вводить логические значения вообще нет необходимости - только удобства ради. Там есть описание "значений истинности вообще".
Там любые n значений истинности сводятся к значению "истинно", которое можно элиминировать из утверждений.
Вопрос. Вы писали: Не нужно сводить конструктивную логику к многозначной (трёхзначной и т.п.).
Вы это имеете ввиду вообще или в контексте данной темы? Я не знаю насчет "нужно сводить", но хотелось бы узнать насчет "можно сводить".
Отдельный вопрос: правильно ли я понимаю следующее. Пусть
- утверждение в формальной арифметике. Пусть доказано (в метаформальной арифметике), что оно неразрешимо.
Тогда оно истинно (в классическом смысле). То есть если бы для него был контрпример, то Х было бы неистинно, что противоречит его неразрешимости. Это так? Или как?
Второе: если то, что я сказал верно, то оно верно не для всех формальных теорий. Например, для арифметики оно верно, а для геометрии (5 постулат) нет. Это так?
(то есть если верно второе, то тогда действительно классическая и конструктивная логика описывают теории совсем по-разному в общем случае (в геометрии Евклида например (ну там контрпримеров нет))).
Может есть какие-то еще интересные моменты или вопросы? Давайте четко сформулируем и выскажемся.
Хочется в качестве примера привести следующий параграф из комплексной логики Зиновьева в качестве возможной темы для дискуссии:
Универсальность логики.
Существует мнение, будто законы логики не являются универсальными, т.е. имеются случаи, когда один и тот же закон логики в одной области науки ведет к правильным результатам, а в другой - к ошибочным; будто законы логики имеют исключения, зависят от предметной области. Для подкрепления этого мнения (помимо общих пространных соображений) ссылаются на вполне определенные факты. Еще с прошлого века идет традиция, отвергающая закон противоречия в отношении переходных состояний объектов. В современной логико-философской лиетратуре к этому присоединяют ограничения на закон исключенного третьего и двойного отрицания в интуиционистской логике, а также на законы коммутативности и дистрибутивности в "квантовой логике".
Если логика действительно не является универсальной, единой для всех наук, то ее положения не имеют априорной силы для наук, и вопрос о ее использовании в них оказывается сомнительным. Но рассматриваемое мнение есть плод недоразумения. Уместно спросить: 1) Почему именно таке-то законы логики считаются неуниверсальными, а не другие? 2) Могут ли встретиться случаи, когда и другие законы логики окажутся неуниверсальными? 3) Имеются ли все-таки законы логики, являющиеся универсальными? 4) Где грань между универсальными и неуниверсальными законами логики? Ответить на эти вопросы несхоластическим образом невозможно. Законы логики по самой своей природе универсальны, не имеют исключений, не зависят от особенностей той или иной предметной области. От этих особенностей зависит лишь то, какие именно законы из множества возможных законов логики будут использоваться. Что касается фактов, которые якобы подтверждают эту концепцию, то они суть результат смешения различных логических форм.
Не является аргументом в пользу тезиса и факт множественности логических систем. Мы оставляем в стороне различие точек зрения, способностей и интересов логиков, различие интерпретаций логических исчислений, различие направлений в логике, исторический прогресс и прочие общеизвестные вещи. Возьмем наиболее интересный для нас случай: имеются два логических исчисления; они интерпретируются как логические теории, претендующие на описание свойств одних и тех же логических операторов; однако множества доказуемых в них формул (и значит, множества допускаемых ими правил логики) не совпадают. Если дело обстоит именно таким образом, то правильный вывод из этого факта может быть только такой: эти системы определяют различные наборы логических операторов.
Примером такого рода логических систем являются классическое и интуиционистское исчисления высказываний. Если они претендуют на то, чтобы дать определение свойств операторов "и", "или", "не", то их можно представить как различные определения отрицания. И неверно думать, что имеется некое природное отрицание, которое можно познать с различной степенью глубины, полноты и точности, подобно тому, как познают атомы, общества, животных, и свойства которого "интуиционисты" лучше постигли, чем "классики" (или наоборот). Прогресс здесь имеет место. Но он состоит в том, что применительно к некоторым потребностям познания отрицание дифференцировалось, и для различных его форм построены логические системы, определяющие их свойства. Различие логических систем (если, конечно, последние не являются вариациями на одну и ту же тему) есть показатель расширения и обогащения аппарата логики. Но это ни в коем случае не есть показатель того, что одни и те же законы логики верны в одних областях науки и неверны в других.
Иное дело - вопрос об универсальности определенной концепции логики. В этой связи надо заметить, что стремление представить классическую математическую логику в качестве единого средства решения любых проблем логической теории научных знаний (т.е. в качестве единой концепции логики вообще) оказалось неправомерным. Во многих случаях использование ее дало чисто иллюстративный эффект, породило парадоксальные ситуации и тупики. Так что ближе к истине будет оценка классической математической логики лишь как одного из средств логической теории научных знаний и, при условии соответствующих интерпретаций, как одного из ее разделов. В результате критик концепции универсальности логики по тем направлениям, о которых упоминалось выше, рухнула концепция, согласно которой классическая логика пригодна для решения всех проблем логической теории научных знаний (и "универсальна" в этом смысле). Разработка логики по этим направлениям, однако, есть разработка новых разделов универсальной логики.