Сергей Белоусов — выпускник Московского физико-технического института (МФТИ), основатель и CEO компании Acronis предлагает использовать науку в России как бизнес, предлагает свои способы зарабатывать на научных инновациях в России.
Первая группа — компьютерные науки:
Кибербезопасность.
ИИ и машинное обучение.
Программирование как наука.
Робототехника и автономное машиностроение.
Вторая группа — фундаментальная физика с немедленным прикладными потенциалом:
Новые и «умные» материалы.
Квантовые технологии.
Третья группа — технологическая трансформация человеческой деятельности:
Цифровое здоровье.
Цифровой спорт.
Цифровые технологии в бизнесе и менеджменте.
Технологии в искусстве и дизайне.
Технологии в государственном управлении.
По всем 11 направлениям у России хорошие позиции, которые можно усиливать. Нужен лишь ряд конкретных действий. Например, выбрать десять сильных университетов и в каждом создать по 30 научных групп. В таких университетах должны быть независимые научные советы с приглашенными мировыми лидерами в своих областях. На это больших затрат не потребуется. Основной интерес участников подобных советов не в деньгах, а как раз в престиже и доступе к талантам.
Стоимость одной подобной группы, например, в компьютерных науках —
90–150 млн в год. Добавив сюда административное сопровождение и маркетинговые расходы, получаем $150–250 млн в год — на всю страну! Даже за десять лет это меньше, чем декларированные инвестиции, например, в одно только Сколково.
При этом работа таких групп по заявленным направлениям активизирует всю область: можно ожидать появления еще 300–600 групп в конкурирующих университетах, финансируемых из других источников — это госпрограммы, частные инвестиции, сотрудничество с индустрией, международное финансирование, прямой заработок другими способами. Не стоит недооценивать конкурентный дух и креативность талантливых людей даже в условиях дефицита средств.
В этой теме предлагаю делиться соображениями о том, как можно вкладывать в науку в России, какой можно ожидать отдачи, каковы могут быть результаты такой деятельности.