Если область деятельности инженеров по специальности "интеллектуальные транспортные системы" есть
интеллектуальные транспортные системы, то ситуация, на мой взгляд, здесь следующая. Возьмем конкретный пример, и попробуем разобрать, а что собственно нужно инженерам.
Как-то за обедом к коллегами речь зашла о том, как работает яндекс-пробки. Пришли к мнению, что основная идея проста и эффективна: навигаторы автомобилей отдают свое местоположение в реальном режиме времени сервису. Если местоположение большого количества автомобилей в определенной зоне не меняется на дороге, или меняется медленно, то это пробка. Если местоположение меняется быстро, а автомобилей к тому же еще немного, то дорога свободна.
Так как в навигаторе часто задают пункт назначения, то транспортный сервис может рекомендовать автомобилистам разные маршруты проезда, распределяя таким образом транспортные потоки, чтобы не создавать заторы.
Поскольку транспортная ситуация постоянно меняется, и появляются новые участники движения, то одного знания текущего положения автомобилей в данный момент и их пунктов назначения недостаточно. Положение можно улучшить, если сохранять историю координат автомобилей за длительные периоды. Потом с помощью анализа данных можно выявлять значимые факторы, влияющие на дорожную ситуацию, и строить прогностические модели - это поможет более эффективно распределять транспортные потоки.
Как можно увидеть из этого примера, здесь много чего надо. Очень важна хорошая идея. Должна быть инфраструктура. Нужны карты. Нужны мобильные устройства, и умение предложить пользователям "морковку", чтобы они согласились отдавать свое местоположение сервису. Нужна мощная и надежная инфраструктура. Требуется особые программно-аппаратная архитектура - это хитросделанная распределенная система, элементы которой могут выходить из строя, или могут быть перегружены. Нужны системы накопления и хранения большого объема данных, а также эффективный доступ к ним - это уже Big Data.
Все ключевые компоненты решения - это ни R, ни Python, и не Mathematica. Если я не ошибаюсь, то софт для сервисов - это JAVA или C/C++ с вариациями. Оптимизация, Data Mining и т.д. - это C/C++, Fortran, и стала заметна реализация на Java и т.п. Для работы с Big Data и для использования мат-пакетов, разрабатываются специальные интерфейсы, чтобы их можно было использовать в различных системах. Чем бы я ни пользовался, всегда находил поддержку R и Python. Чтобы не остаться на обочине, как я вижу, Mathematica также делает подобные интерфейсы.
Здесь роль R, или Python, или Mathematica - это эффективный доступ к разнообразным системам и пакетам, некоторая верхнеуровневая логика. Ну, и конечно, средства для исследования (часто - статистика) и визуализации. Программирование на самом R или Python в том виде, как тут некоторые пытаются представить, - не требуется. С учетом вышесказанного R, или Python, Mathematica здесь близки. Mathematica, видимо, удобнее, но если решение требуется развертывать для эксплуатации - то Mathematica в виде сервиса - это мне не очень понятно, в том числе, с точки зрения безопасности и коммерческой точки зрения.
Можно рассмотреть и другие примеры. То же метро. Там, правда есть небольшая проблема - известно куда пассажир зашел, но не известно, откуда вышел. Но т.к. проездные билеты у многих многоразовые, то можно предположить, что в основном человек в следующий раз зайдет в метро туда, откуда вышел. Вот и получаем информацию по транспортному потоку.
Есть еще пример GE - они медитировали на тему оптимизации движения самолетов (можно поискать как-нибудь так: "general electric site:kaggle.com"). Учитывают ветра, скорость самолета, вес самолета и его изменения во время полета, запретные зоны для полетов, потребление горючего в зависимости от положения и погодных условий, проблемы с опозданиями, ситуацию с загруженностью в аэропорту, погодные условия в аэропорту, и т.д. В общем, они сделали симулятор на F#, а найти нужно было такой алгоритм управления самолетом, чтобы минимизировать общие издержки.
В общем, смотреть нужно в будущее.... фантазийные транспортные модели и расчет по ним, наверное, что-то могут дать. Но, видимо, накопленные данные дадут больше.