Раз уж вы так часто упоминаете о границах
применения, то давайте вместо расплывчатых фраз о масштабах и формах, вы предъявите
пример применения религиозного познания, причём такой, когда результат невозможно повторить применением комбинации:
наука+философия*+искусство+право
Об этом речь уже шла.
post1396427.html#p1396427 Вверху поста.
И Вы совершенно напрасно утверждаете, что тогда не было экспериментов. Были и ставились в таком виде:
- Духи хотят того-то и того-то. Если это сделать, то они помогут нам.
- Сделали. "Помощь" получена. (или не получена).
- Значит мы правильно поняли желание духов, надо продолжать. (Значит мы неправильно поняли желание духов, надо попробовать что-то другое).
Вы описываете поведение современного человека, который знает, что явления воспроизводимы. Раньше мир казался живым — а у живого есть воля и настроения, а не воспроизводимость, и на такие попытки его определить, оно может и обидеться. В общем, если в целом, раньше не было ни логики, как развёрнутых суждений типа приведённого вами, ни эксперимента, ни вообще познания в современном его понимании. Как пример прошлого восприятия — это когда вы уговариваете машину доехать до заправки, обещая ей потом обязательно заехать на ТО, или ругаетесь на горячую сковородку.
Иными словами, религии описывают мир на общем масштабе, а работают лучше всего в условиях малых знаний, неопределённости и в целом в условиях отсутствия возможности рационально повлиять на важную ситуацию, то есть в тех же условиях, в каких они сами зародились. У современного человека таких ситуаций относительно меньше, но они остаются и никогда не исчезнут полностью.
Когда-то давно, с появлением письменности и возникновения священных писаний, религия всё еще была системой описания мира, но её роль, как системы познания резко снизилась, почти до нуля, в связи с догматизацией религиозных установок.
Раньше религия была основной формой познания — до появления философии. Сейчас одна из нескольких. Ничего другое не поменялось. Появление новых религий или трансформация старых — это длительный процесс, но он явно идёт и сейчас.
Сейчас роль религии и как системы познания, и как системы описания весьма низкая. В данный исторический период религии - это скорее набор обрядов и этических и моральных норм с сомнительным обоснованием.
Само по себе появление других форм познания означает, что в среднем в ходе прогресса значимость религии снижается. Вначале мир мал, целостен и кажется живым, магические силы непосредственно окружают человека, бог в этот период сколь близок, столь и реален. Расширение мира в опыте, разделение его на элементы и всё более точное понимание происходящих процессов делает и бога сущностью всё более глобальной, далёкой и мифологической.
В то же время нынешние тенденции для религии — это мгновение.
И дело не в масштабах. Дело в том, что появились более эффективные системы и описания, и познания.
«Более эффективные системы» не описывают мир на масштабе религии и не работают в её условиях, поэтому в целом они религию дополняют, а не заменяют или опровергают непосредственно.