Rusit8800Упоминание ОТО и эксперименты тут излишни. Утверждение в рамках Ньютоновской механики тривиально и должно быть понятным любому школьнику:
Если на материальную точку действуют силы
и сила тяжести
, то в ИСО 2-й закон Ньютона имеет вид:
Теперь мы хотим описать ситуацию в СО, движущийся
поступательно* с ускорением
.
Ускорение в этой НСО
дается выражением (просто продифференцировали формулу сложения скоростей):
Осуществив замену, получим 2-й закон ньютона в этой НСО:
То есть трактуем это
как дополнительную силу, направленную против ускорения НСО.
Можно положить
и тогда просто:
Это уравнение ничем не отличается от первого и в этом смысле
по поведению пробных тел нельзя отличить из чего "состоит"
- есть ли это просто гравитация, гравитация с учетом неинерциального движения или же просто неинерциальное движение.
Их влияние одинаково.(гравитационное поле всюду считается однородным, иначе нелокальные эффекты, конечно, заметить можно)
* С учетом вращательного движения все сложнее и это уже действительно ВУЗовская программа.
Соответственно, сила Архимеда для жидкости в покоящейся в НСО емкости будет направленна противоположно
, как обычно (и по этой же причине, то есть из-за распределения давления) рассчитывается по такой же формуле, где вместо обычного
будет какое-то другое
. Поверхность воды будет перпендикулярна силе Архимеда.
Это один из способов мыслить и решать задачи. И он формально действительно не входит в школьную программу, некоторые считают какое-либо упоминание сил инерций для школьников вообще вредным.
Можно мыслить все в ИСО, про это, собственно, сказал
Geen:
Если емкость движется с ускорением
, то жидкость, очевидно, распределяется так, чтобы создаваемые ею давления "толкали" любой элемент жидкости так, чтобы осуществлять такое движение.
Соответственно, сила Архимеда, действующая на погруженный кусок тела такая же, какая бы действовала на этот кусок, если бы он был из воды. Какая должна действовать на кусок из воды можно найти, подставив его и его ускорение
в 2-й закон Ньютона в ИСО.
В первом же методе мы такого рассуждения не проделываем, поскольку для обычного случая с покоящимся сосудом в гравитационном поле оно уже проделано. В этом смысле лично для меня в школе он был легче.
В любом случае, каким-то из них надо владеть.
Для "Физтеха" очень важна внимательность и аккуратность, особой сообразительности данная олимпиада не требует.
Пожалуй, так и есть. Удачи!