Эпос о Гильгамеше - на сегодняшний день считается самой первой книгой в истории человечества. Она была написана клинописью на 11 глиняных табличках на шумерском языке. Эта книга повествует о подвигах царя Урука Гильгамеша - реальной историческая фигуры, правившим городом около 2600 г.до н. э. Урук - город на юге Месопотамии, на берегу Евфрата (ныне Варка).
Эпос начинается так:
"О все видавшем до края мира, О познавшем моря, перешедшем все горы, О врагов покорившем вместе с другом, О постигшем премудрость, о все проницавшем: Сокровенное видел он, тайное ведал, Принес нам весть о днях до потопа, В дальний путь ходил, но устал и смирился, Рассказ о трудах на камне высек, Стеною обнес Урук огражденный, Светлый амбар Эаны священной."
В эпосе идёт речь о Великом потопе. Фигура Ноя (Ноаха) представлена в эпосе под именем Утнапишти - буквальный перевод с шумерского: "Нашедший далекую жизнь", если верить эпосу, он был древний царь города Шуриппака, к северу от Урука.
Утнапишти Гильгамешу:
"И они пировали, как в день новогодний. Открыл я благовонья, умастил свои руки. Был готов корабль в час захода Солнца. Сдвигать его стали - он был тяжелыми, Подпирали кольями сверху и снизу, Погрузился он в воду на две трети."
Тут же нивольно вспонинаешь цитату из Нового Завета!
Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого. От Матфея (24:37-39)
Эпос о Гильгамеше является языческим произведениям. Но настолько ли ли он политеичен на самом деле? В тексте упоминается БОГ Эллиль, который назван там БОГОМ БОГОВ, что нивольно напоминает слово "Элоhим", которым обозначен Бог-Творец в Торе.
Огромную загадку представляет собой фигура друга Гильгамеша Энкиду.
Шерстью покрыто все его тело, Подобно женщине, волосы носит, Пряди волос как хлеба густые; Ни людей, ни мира не ведал, Одеждой одет он, словно Сумукан. Вместе с газелями ест он травы, Вместе со зверьми к водопою теснится, Вместе с тварями сердце радует водою
Поразительно похоже на описание современного снежного человека.
В эпосе утверждается, что Гильгамеш на две трети бог, на одну человек. "На две трети он бог, на одну - человек он!" Это как? Кого древние называли богами? Не является ли он потомком библейских исполинов?
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Бытие (4:6)
Весь эпос пропитан страхом смерти, похоже, что Гильгамеш впервые за свою долгую жизнь увидел смерть...
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Бытие (2:16-17)
Не было в раю смерти! В памяти народа ещё жива память о тех славных временах и тоска по ним...
В то же время в эпосе присутствует и ярое презрения к некому змею, которого ловит в лесу корабельщик Утнапишти Уршанаби.
"Уршанаби, корабельщик Утнапишти, У него есть идолы, в лесу он ловит змея; Найди его и с ним повидайся"
Кроме того, Гильгамеш искал некий цветок жизни, он нужен был ему, чтобы съесть его и обрести вечную жизнь, и он нашёл его! Но змей украл у него этот цветок. Мне сразу вспомнилась сказка о Аленьком Цветочке. Так вот откуда взят этот сюжет!!! Прототип Чудовища - Энкиду, прототип Купца (отца девушки) - Утнапишти, а Аленкий Цветочек - это символ бессмертия!!! Оказывается она просила у отца бессмертие!!!
"Змея цветочный учуяла запах, Из норы поднялась, цветок утащила, Назад возвращаясь, сбросила кожу. Между тем Гильгамеш сидит и плачет, По щекам его побежали слезы; Обращается к кормчему Уршанаби: "Для кого же, Уршанаби, трудились руки? Для кого же кровью истекает сердце? Себе самому не принес я блага, Доставил благо льву земляному!"
"Змея волшебного нашел среды леса, Удушил его своими руками. Когда же Гильгамеш насытился буйством, В его груди успокоилась ярость"
Здесь ясно прослеживается ненависть к змию, искусившему первых людей."
Также особое внимание заслуживает поход Гильгамеша и Энкиду в кедровый лес Ливана, который стерёг некий Хумбаба (поразительно смахивающий на отечественного Соловья Разбойника).
"Живет в том лесу свирепый Хумбаба, - Давай его вместе убьем мы с тобою, И все, что есть злого, изгоним из мира! Нарублю я кедра,- поросли им горы, - Вечное имя себе создам я!"
В итоге Гильгамеш со своим другом Энкиду убили его и нарубили деревьев для обустройства Урука.
|