Автор:
Александр МарковНазвание:
Эволюция человека (в двух томах)Жанр:
научно-популярная литератураОбласть:
антропогенезПервый том двухтомника имеет подзаголовок
"Обезьяны, кости и гены". Он представляет собой превосходное изложение эволюционной истории человечества.
Марков последовательно прослеживает человеческую ветвь эволюции, начиная с орроринов (практически современников последнего общего предка человека и шимпанзе). При этом он рассказывает не только о видах, которые считаются нашими прямыми предками, но и о "двоюродных братьях", от парантропов до неандертальцев и денисовцев.
В этом увлекательном повествовании он заодно опровергает несколько укоренившихся мифов. Например, о том, что находки форм, предшествующих H. sapiens, единичны. Это могло быть верно в середине прошлого века, но к сегодняшнему дню находок накопилось очень много. Известно множество параллельно существовавших видов и подвидов, и даже не всегда понятно, какой именно из них является нашим прямым предком. Или об отсутствии переходных форм между видами. На самом деле анатомия меняется настолько плавно, что неясно, например, где провести границу между поздними австралопитеками и ранними Homo.
Автор не забывает и о культурной эволюции человечества. Изготовление каменных орудий, новые способы добывать пищу, освоение огня, даже первые произведения искусства – обо всём этом можно узнать из книги Маркова.
Описана и история расселения людей по планете, которая, к слову сказать, была довольно извилистой.
Не остаются без внимания и заявленные в подзаголовке гены. Здесь Марков говорит как о палеогенетике, то есть вытаскивании генетической информации из окаменелостей, так и о исследовании современного генома. Так, он рассказывает, сколько есть генов, уникальных для человека, какие из них были поддержаны отбором (в арсенале эволюционных генетиков есть средства это установить – например, пониженный нейтральный полиморфизм рядом с геном), для каких из них хотя бы приблизительно установлены функции.
Последняя глава книги посвящена роли полового отбора в эволюции вообще и его предполагаемой роли в антропогенезе. Из неё читатель может узнать, что такое гандикап и фишеровское убегание, а также что общего между интеллектом, оленьими рогами и павлиньим хвостом.
В общем, первый том представляет собой последовательный и целостный рассказ, откуда есть пошло человечество, и безусловный must read для всех, кому это интересно.
Единственный, да и то совершенно неизбежный, недостаток книги заключается в том, что она уже слегка устарела. Первый том вышел в 2011 году. С тех пор в топовых научных журналах появились статьи об обновлённых рекордах возраста останков Homo sapiens
вообще и
за пределами Африки, каменных орудий
за пределами Африки, о находке останков гибрида
неандертальца с денисовцем, о как минимум двукратном скрещивании денисовцев
с нашим видом и о разных других интересных вещах.
К слову, эта книга законспектирована в соответствующих разделах моей "Биографии населённого мира", а совсем уж тезисное изложение можно найти в конспекте " Три страницы об эволюции человека и три об истории". Напомню, что скачать все конспекты можно здесь:
https://yadi.sk/d/ePvOOP-xmMRQGВторой том имеет подзаголовок
"Обезьяны, нейроны и душа". По содержанию он гораздо разнороднее первого, поэтому я посвящу ему больше букв.
Характерной чертой второго тома является тот факт, что собственно об эволюции человека речь не заходит почти нигде. Вместо этого 80-90% текста посвящено всестороннему обоснованию тезиса, что психика – такой же продукт эволюции, как и тело.
В первой главе речь о том, что разница между человеком и другими животными совсем не так велика, как утверждает наше чувство собственной важности. В каждом её параграфе разбирается какое-нибудь психическое свойство, которое ещё недавно казалось философам чисто человеческим, и приводятся примеры его наличия у братьев наших меньших. Из этой главы можно узнать о транзитивной логике у рыб, эмпатии у кур, метапознании у крыс и культурных традициях у шимпанзе (список далеко не полон). Вывод прост: по-видимому, нет никаких способностей, которые хотя бы в зачаточном виде не присутствовали ни у кого, кроме человека. Просто человек многое умеет лучше (ну так он и по относительному размеру мозга практически чемпион).
Вторая глава представляет собой лучшее введение в элементарную нейробиологию, которое я встречал в научпопе. Не пытаясь объять необъятное и впихнуть невпихуемое, Марков кратко и понятно излагает азы: нейроны, синапсы, нервные импульсы, нейронные сети. Чтобы на конкретном примере сбросить с когнитивных функций мистический флёр, он детально рассказывает о механизмах памяти. А дальше автор скользит по поверхности, переходя от одних "неподвластных науке проявлений душевной жизни" к другим: биология материнской и романтической любви, нейроэтика, нейрополитология. Главный вывод: психика, она же душа (Марков специально заостряет внимание на тождестве этих понятий) – продукт деятельности мозга. Никакой мистики, взаимосвязь между клетками и мыслями вполне поддаётся изучению. А поскольку мозг подвержен эволюционным изменениям, из этого автоматически следует, что и душа тоже.
Третья глава посвящена генетике поведения. Просветив читателя по поводу коварного различия между наследственными и приобретенными признаками, Марков рассказывает о генетическом вкладе в доверчивость и благодарность, нейрохимии личных отношений (куда же без нашей родной моногамной степной полёвки) и многом другом. Вывод: как и следовало ожидать, все поведенческие признаки зависят от генов и, значит, потенциально являются материалов для отбора, как минимум полового.
Тут же он сообщает и неочевидную истину: по результатам близнецовых тестов практически все они зависят от генов
больше, чем от воспитания в одной семье (второй закон Туркхеймера). Практический вывод: если вы добрый и благодарный и хотите, что ваши дети были такими же, выберите себе доброго и благодарного партнёра. Это надёжнее, чем сверять малейший чих с многомудрыми теориями воспитания и зарабатывать себе по этому поводу невроз (что, разумеется, не означает, будто детей можно воспитывать вообще как попало).
Четвёртая глава посвящена гипотетической роли социальной жизни в эволюции Homo sapiens. Здесь обосновывается гипотеза социального интеллекта: основной запрос (и, следовательно, отбор) на развитие умственных способностей создавался не поиском пищи или давлением хищников, а сложными отношениями с сородичами. Слава нуклеиновым кислотам, в четвёртой главе книги про эволюцию человека автор добрался-таки до эволюции человека. Во всём предыдущем тексте второго тома ей доставались лишь отдельные абзацы, да однажды перепал параграф про нейробиологию изготовления каменных орудий.
Пятая глава посвящена механизмам, поддерживающим распространение генов альтруизма, то есть повышения чужих репродуктивных шансов в ущерб своим собственным. Таких механизмов, как выяснилось, довольно много, и зачастую они экспериментально проверены на всяких объектах вроде дрожжей и насекомых. Этим опровергается наивный тезис, что естественный отбор якобы должен начисто вымыть такие гены из популяции, а значит, явные альтруистические наклонности человека не поддаются объяснению. Лично мне эта глава показалась одной из самых интересных во всём томе (после первой, пожалуй).
Шестая глава красноречиво называется "жертвы эволюции". В ней речь идёт о нашем несовершенстве. Здесь описывается несколько любопытных ошибок и ограничений нашего мышления и восприятия. Впрочем, Марков избегает излюбленных популяризаторами примеров с гориллой на игровом поле и т.д., отсылая читателя к книге Фрита "Мозг и душа" (к слову, я тоже нахожу её замечательной).
Половина этой главы посвящена эволюционному религиоведению. Ой, и это в главе про "ошибки эволюции" – ложитесь на пол и постарайтесь доползти до укрытия, сейчас начнётся священная война. К слову, про священные войны (точнее, про террористов-самоубийц) там тоже рассказано. Часть обсуждения представляет собой краткий пересказ идей Буайе, конспект книги которого "Объясняя религию" я уже предлагал вашему вниманию (напомню, что и его можно скачать здесь:
https://yadi.sk/d/ePvOOP-xmMRQG ). Впрочем, альтернативные точки зрения тоже представлены.
Особый интерес представляет заключение. Конечно, половина его посвящена прописным истинам вроде "эволюционная биология не решает, что такое хорошо и что такое плохо". Однако здесь Марков приводит и интересные аргументы против того, что человечество выродится из-за резко снизившегося отбора. А самое главное (нечасто такое встретишь) – рассказывает о своей мечте.
Мечта Маркова – Человек Эволюционно Осознанный. Понимающий свою природу и поставивший это знание себе на службу. Инвентаризовавший доставшихся от предков скелетов в шкафах своей психики и научившийся с ними уживаться. Различающий, где разумные доводы, а где перевозбудившиеся когнитивные системы, когда-то помогавшие одним троглодитам побить других камнями и палками. Ох и долго же придётся идти к этой мечте в мире, где биологические знания людей о себе зачастую на уровне "а почему обезьяны сейчас в людей не превращаются", а рефлексивные – "ой, а зачем я вчера это купил?". Впрочем, на то она и мечта.
Итоговое впечатление о втором томе двоякое. С одной стороны, в книге много интересной информации. С другой, вдохновлённый первым томом, я всё же надеялся на разговор по заявленной теме, а не на свод доказательств того, кто здесь не верблюд.
В оправдание Маркова можно привести очевидное обстоятельство. Наши уважаемые предки оставили нам свои каменные рубила, кости и даже гены в них, но не озаботились прикопать где-нибудь в пещере самый завалящий окаменевший способ мышления или хоть "Плоды рефлексии питекантропа Ыыха, нацарапанные им самим на черепе антилопы". Даже пещерная живопись и та появилась уже во времена Homo sapiens. Так что почти любые исследования на тему психики предковых видов неизбежно будут спекулятивными (если политкорректнее, то основанными на непроверяемых положениях, в пользу которых есть лишь слабые косвенные аргументы). Что прекрасно видно по тем результатам, на которые Марков всё-таки ссылается. А то немногое, что можно надёжно установить по генам и костям (эндокраны мозга, забота о стариках и больных и т.д.) было сказано ещё в первом томе.
И всё-таки некуда деться от ощущения, что обещали икру чёрную и икру красную (сейчас мне расскажут, как эволюционировала человеческая психика, ух!..), а подсунули заморскую баклажанную (…а рассказывают мне, почему мы вообще думаем, что она как-то эволюционировала; а то я не знаю). В этом вечная проблема книг, посвящённых борьбе с заблуждениями: обычно они попадают в руки тех, у кого и так нет этих заблуждений.
Впрочем, есть и плюс: второй том вполне можно рекомендовать как книгу, "ставящую мозги" тем, кому ещё есть надежда объяснить, что учёные не дураки, а быть обезьяной не стыдно.
В заключение напомню, что Марков не только высококвалифицированный эволюционный биолог, но ещё и прекрасный популяризатор. Его изложение всегда кристально ясно, в меру детализировано и украшено отличным юмором. Поэтому читать его книги не только познавательно, но и очень приятно.