Последний раз редактировалось Mihaylo 27.12.2018, 18:18, всего редактировалось 5 раз(а).
На самом деле есть достаточно простое объяснение тому, как двигатель "узнает", сколько мощности нужно нагрузке. Для начала нужно уяснить, что двигателю вообще "неинтересно", сколько мощности нужно нагрузке. Почти все электрические двигатели "интересуются" лишь скоростью, с которой они крутятся. Почти все они стараются крутить нагрузку с постоянной скоростью. Нагрузка определяет лишь момент сопротивления. По третьему закону Ньютона для вращательного движения: момент сопротивления нагрузки равен моменту двигателя по модулю, но направлен в противоположном направлении. В итоге, смотрите, забавная штука: скорость определяется двигателем, а момент - нагрузкой. Мощность, получается, как произведение момента на скорость - это общая характеристика связи двигателя и нагрузки. Если двигатель не крутит, то мощность равна нулю. Если нагрузки нет, то мощность тоже равна нулю. Только когда оба - и двигатель, и нагрузка в работе, мощность не равна нулю.
Это типичный принцип действия для электрических двигателей. У электродвигателей противоЭДС при достижении номинальной скорости полностью компенсирует напряжение, поданное на обмотку, и разгон прекращается. Именно наличие противоЭДС объясняет то, почему двигатели хоть постоянного тока, хоть переменного тока имеют некоторую стабильную скорость, на которой они "предпочитают" крутиться. Вам следует изучить явление и полезную роль противоЭДС в двигателях. (Вторая польза от противоЭДС - она обеспечивает возможность работы двигателя в генераторном режиме, то есть благодаря противоЭДС электрические машины обратимы. Этот вопрос тоже исследуйте.)
Есть электродвигатели, в которых стабильная скорость отсутствует. Смотрите ДПТ с последовательным и смешанным возбуждением. В них положительная роль противоЭДС немного ухудшена. Но сама противоЭДС никуда не девалась, она там тоже есть.
В двигателях внутреннего сгорания (ДВС) картина, можно сказать, противоположна. Здесь нет аналога противоЭДС, из-за этого ДВС необратимы и эти двигатели без специальных устройств неспособны крутить нагрузку с некоторой постоянной скоростью. Если поставить регулятор скорости - это приспособление, которое регулирует подачу топлива по датчику обратной связи, то постоянство скорости обеспечивается.
Если взять ДВС автомобиля, то у них два регулятора скорости - регулятор холостого хода и водитель. Если водитель не регулирует подачу педалью, то работает регулятор холостого хода. Забавно изучить свойства водителя как регулятора. В зависимости от дорожной обстановки водитель может нажимать на газ с такой степенью, чтобы 1. тормозить. 2. разгоняться. 3. ехать с постоянной скоростью. При этом забавно: если нужно преодолеть горочку, то водитель нажимает газ посильнее. Если же машина катится с горы, то педаль газа отпускается. То есть водитель научен прогнозировать момент сопротивления и нажимать на газ с таким усилием, чтобы обеспечить желаемый скоростной режим.
-- 27.12.2018, 20:14 --
Я выше рассказывал про то, что источник механической энергии (двигатель любого принципа действия) и потребитель механической энергии (нагрузка) совместно определяют мощность взаимодействия. Двигатель определяет скорость, нагрузка - момент. Еще ведь есть забавные аналогии из электротехники, гидравлики и пневматики. Там тоже источник и потребитель определяют мощность как произведение своих характеристик.
Гидравлические и пневматические мощности напрямую следуют из механической мощности. Эти мощности есть произведение расхода жидкости или газа (воздуха), создаваемых насосом или компрессором, и давления, определяемого гидравлической и пневматической нагрузкой.
В электротехнике мощность равна произведению напряжения источника (генератора) на ток, потребляемый потребителем.
Таким образом мощность определяется всегда совместно источником и потребителем. Источник не может "напичкать" нагрузку мощностью, если та "не хочет". И наоборот, нагрузка не может "диктовать условия" источнику.
P.S. Не следует после прочитанного считать, что все источники или потребители поддерживают вполне определенную характеристику, например, двигатель - скорость, а нагрузка - момент. Выше описаны лишь типичные случаи. На самом деле двигатель и нагрузка могут обменяться своими стабилизируемыми характеристиками. Также могут стабилизироваться какие-нибудь гибридные характеристики, зависящие от скорости и момента. Также возможно источник и потребитель могут регулировать одну и ту же характеристику. В некоторых таких случаях мощность равна нулю, а в некоторых - бесконечность (в идеальных условиях) =неконтролируемый выброс энергии, взрыв, короткое замыкание или, наоборот, холостой ход и т.д. Но неизменно лишь то, что никогда никто не регулирует мощность, если партнер этому не способствует.
|