В медицинском трактате « Лхан-тхаб», написанном выдающимся врачом Санчжеем Чжамцо (1653-1705), регентом Пятого Далай-ламы, автором и других медицинских работ: «Вайдурья-онбо» и «Атласа тибетской медицины»:
http://spiritual.narod.ru/health/tibmed.html
состав Сэ-'бру-5 упоминается неоднократно. Перевод на русский язык сделан впервые А. Кособуровым.
http://old.kunpendelek.ru/encyclo/translates/
Орфография источника сохранена.
Глава 7. Частные и общие методы лечения бад-кан-скйа и бад-кан-сер-по.
При заболевании бад-кан «Поддерживающего» вызови рвоту составом из бйянг-цхер и т.п., дай подходящий порошок типа описанных в 4т. ЧШ Сэ-'бру-5 или Чонг-жи-6 и прижги 8-й позвонок.
Глава 9. О лечении ма-жу, являющегося «корнем» всех внутренних болезней. При ма-жу средней силы дать отвар Ргйам-цха-4 и порошки Сэ-'бру-5 или Ка-нйя-ца-6.
Когда рассматриваешь болезнь, которую необходимо лечить, не забывай, что ма-жу, «старея», переходит в другие болезни и, т.к., в первую очередь, именно ма-жу порождает другие болезни, назначай порошок Сэ-'бру-5 на основе донг-гра - «конем» брать сахар или патоку в зависимости от проявлений жара или холода - запивая кипяченой водой, будет лучшим общим лекарством, увеличивающим «Огненное тепло» желудка при болезнях из-за ма-жу, когда «прозрачный сок» покидает «свое» место; будет «другом», облегчающим лечение других болезней, являющихся «плодами» ма-жу. Не излечив причину болезни пытаться лечить следствия, будет то же самое, как если не вырвав ядовитый корень, обрывать листья.
Глава 12. О лечении болезни ‘ор.
Болезни ‘ор лечатся отваром из бонг-дкар, тханг-ма-сгрон-шинг, дуг-нйунг, бйи-танг-га, пхо-ба-рис. В зависимости от того, жар это или холод, поддержи «Огненное тепло» желудка подходящим вариантом состава Сэ-'бру-5 - с добавлением сга или гур-гум.
Глава 13. О лечении Великой хронической болезни дму-чху.
Для того, чтобы «победить болезнь дму-рдзинг как врага» при помощи лекарств, необходимо, с одной стороны, лечить «Огненную теплоту» желудка и, с другой стороны, постараться перевести горячий дму-чху в холодный , а затем назначать лекарства для выведения «остатков» болезни дму-рдзинг. Т.к. эти болезни возникают из-за истощения «Огненной теплоты» желудка, при любой - горячей или холодной - разновидности болезни дму-чху назначай Сэ-'бру-5.
Глава 61. Лечение болезней почек. Говорят, тот, кто не знает состав Го-йу-7, не является врачем, умеющим лечить болезни почек, поэтому лечение заурядных болезней почек желательно начинать с назначения этого лекарства, для приготовления которого к Сэ-'бру-5 на основе донг-гра необходимо добавить ргйа-цха и го-йу.
Глава 70. Лечение потери аппетита. «…независимо от преобладающего фактора можно назначать Сэ-'бру-5.
Глава 75. Лечение болезней «червей». При «червях» в анусе … внутрь дай Сэ-'бру-5 на основе донг-гра с добавлением ци-тра-ка, бйи-танг, ма-ру-це и кха-ру-цха.
Глава 98. Лечение болезни сурйа в толстой кишке давай - Сэ-'бру-5 на основе донг-гра.
Глава 105. Лечение болезней новорожденных. Если рвота сопровождается несварением пищи, пожелтением глаз и увеличением желудка, прогревай желудок компрессом из зан-дрон и давай порошок Сэ-бру-5 на основе донг-гра с присоединением ргйам-цха и белой патоки.
Добавлено спустя 1 час 33 минуты 40 секунд:
В современном учебнике Тибетской Медицины «Новый рассвет или Краткая суть медицины», который является основным учебным пособием в медицинских учебных заведениях современного Тибета, написанном тибетским врачом профессором Лхасской медицинской академии Самтэном в переводе с тибетского А.А. Кособурова описаны этиология, симптоматика и методы лечения наиболее распространенных в наши дни заболеваний, препарат Se-‘bru 5 занимает почетное место.
«Несомненно, краеугольным камнем всей тибетской медицины является представление о трех nyes-pa. В свою очередь, основой представления о nyes-pa является представление о пяти махабхутах (тиб. Byung-po-lnga). «… каждая махабхута становится символом, обозначающим группу неких свойств, так или иначе связанных с названием данной махабхуты. Так, в группу свойств, обозначенных символом или махабхутой «огонь», входит, в частности, свойство «согревание», поскольку огонь согревает; в группу свойств, обозначенных символом «ветер», входят такие свойства как «подвижность» и «охлаждение», поскольку ветер подвижен и холодит при обдувании и т.п. В терминах введенных таким образом махабхут можно описать и другие, более тонкие процессы - такие, например, как функционирование человеческого организма, связи между сознанием и телом и т.п. Например, страх вызывает дрожь тела и охлаждение покровов тела - говорят «дрожит или похолодел от страха», что можно интерпретировать как генерацию страхом махабхуты «ветер» в теле, поскольку усиливаются свойства, которые обозначены этим символом - дрожь, т.е. «подвижность», и охлаждение покровов тела, т.е. «охлаждение». Представления, связанные с махабхутами, получили свое развитие, прежде всего, в буддийской тантрической йоге. Другим примером натурфилософии служит китайский даосизм, где в качестве пяти «первоэлементов» (кит. у-син) выступает другая пятерка - огонь, вода, земля, дерево и металл.
Поскольку буддизм зародился в Индии, а уже затем получил распространение в Тибете, неудивительно, что аюрведа оказала очень сильное влияние на тибетскую медицину, что вылилось в появлении в тибетской медицине трех т.н. «виновников» (тиб. nyes-pa), являющих собой аналог доша из аюрведы. Тибетская Медицина впитала в себя три философских подхода - о махабхутах, об у-син и о Доша, представления о которых в ней полностью гармонизированы. На тибетскую медицину оказала свое влияние и собственно буддийская философия, что выразилось, например, в провозглашении «неведения» первопричиной всех болезней, поскольку в буддизме неведение считается причиной всех страданий, а болезни это лишь частная разновидность страданий. В тибетской медицине утверждается, что nyes-pa, включающие тройку из рлунг, мкхрис и бад-кан, так же как и их прототипы из аюрведы являют собой своеобразную свертку махабхут - так рлунг является проявлением махабхуты «ветер», мкхрис проявлением махабхуты «огонь», а бад-кан проявлением двух махабхут – «земли» и «воды», говорится также, что махабхута «пространство» присутствует в каждом из этой тройки (хотя такое свойство этой махабхуты как «пустота» является признаком пульса, характерного для болезней рлунг)».
В главе третьей, посвященной лечению болезней бад-кан разъясняется подробно свойства nyes-pa бад-кан: влияние на гуморальную регуляцию физиологических процессов, выделение пищеварительных секретов и т.п., болезни бад-кан прежде всего ассоциируются с заболеваниями желудка, почек и преобладанием тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а также являются ведущим фактором всех болезней холода. Одним из основных лекарств для лечения болезней бад-кан, которые проявляются слабым и медленным биением лучевой артерии; бесцветной, слабо-пахнущей мочой, бледностью глазных яблок, лица, истощением телесного тепла, болями в подложечной области, пояснице, исчезновением аппетита и жажды, когда пища и питье, не переварившись и не изменив собственный цвет, выходят в виде поноса и рвоты, становятся отечными веки, лодыжки и т.п., ощущается тяжесть в теле, одолевает лень, сильная сонливость, отходит много соплей, мокроты, слез и других липких по консистенции выделений – здесь одним из основных препаратов для лечения будет состав Se-‘bru 5.
Продолжение следует!