Данная тема, тем более, в обобщенном, философском изложении, в СССР была практически под запретом. Да и в настоящее время публикаций на эту тему что-то не заметно. Постараюсь заполнить этот пробел.
Обобщенный, философский подход позволяет, образно говоря, "за деревьями видеть лес", то есть видеть направление общего, главного процесса: прогресс это или регресс (развитие или деградация), оценить, прогнозировать и корректировать его. Особенно это важно для процессов, происходящих в крупных организациях, в странах и во всем человечестве. И это касается всех и каждого. Куда ведет нас тот или иной вождь, политик или деятель? В лучшее или в худшее состояние? Прочитав эту статью, каждый человек, с масштабом мышления не ниже страны, может с легкостью это определить.
Человечество в своей эволюции идет по пути создания все более крупных объединений: семья, род, племя, нация, федеративное государство и впереди перспектива создания единого земного государства - глобализация. Объединение свойственно не только людям. Многие животные живут объединениями - стаями, стадами, косяками и т.д. В сообществе себе подобных легче выжить. Это подсказывает естественный отбор. Для человека - это еще способ добиться определенных целей.
При объединении появляется возможность совместных коллективных действий: охоты на крупных зверей, защиты от внешней агрессии, собственной агрессии и т.д. Выполнение совместных коллективных действий требует централизованного единого руководства. В конечном итоге руководство поручается одному человеку, который и намечает план совместных действий, а также руководит совместной операцией. Способ избрания руководителя (вождя) может быть демократическим, когда вопрос избрания решается общим голосованием, элитарным, когда вопрос избрания решается элитой объединения, например, советом старейшин или авторитарным, когда вопрос решается самим претендентом на руководство по праву силы.
Но здесь существует одна естественная проблема: возможности человека, в управлении себе подобными, ограничены в количественном отношении, причем это зависит от конкретных условий выполнения задачи.
Например, в военной авиации СССР до войны 1941-45 гг. первичное объединение - звено, составлялось из 3-х самолетов. Ведущий - командир звена и два ведомых. Но опыт войны показал, что командир звена в условиях воздушного боя не в состоянии уследить за двумя ведомыми и один из них неизбежно терялся и сбивался противником. Поэтому звено сократили до 2-х самолетов - ведущего и ведомого.
В условиях обычного производства оптимальным для первичного объединения - бригады, считается 7-мь рабочих во главе с бригадиром. В сухопутных войсках отделение состоит из 10-12 солдат. В спортивных секциях на одного тренера допускается нагрузка до 15 человек. В школьных классах на преподавателя допускается нагрузка до 25-30 учащихся. Но объединения бывают гораздо большей численности. Поэтому применяется многоуровневость руководства - иерархическая структура. При этом руководители нескольких первичных объединений (число их, опять-таки, зависит от условий выполнения задачи) подчиняются одному руководителю более высокого уровня (ранга), а несколько руководителей этого уровня подчиняются одному руководителю еще более высокого ранга. И так далее, по тому же принципу, до руководителя высшего ранга, который бывает даже при коллегиальном руководстве - председатель и который руководит, таким образом, всем объединением. Так получается "пирамида власти" - структура, позволяющая одному человеку руководить сколь угодно большими объединениями, вплоть до страны. По научному, такая структура называется вертикальной иерархией или "вертикалью власти", как ее сейчас кратко называют политики. Схему такой структуры, для примера и для лучшего понимания каждый может нарисовать для себя сам. Например, схему соподчинения в армейской роте. Наверху кружок - командир роты. Ниже по уровню - командиры взводов. Еще ниже - командиры отделений. И самый нижний уровень - солдаты. От каждого десятка солдат провести линии к одному командиру отделения. От каждых 3-х командиров отделений провести линии к одному командиру взвода и от командиров взводов провести линии к командиру роты. Это и будет схема "вертикали власти" командира роты. Я не ручаюсь за количественные соотношения (забыл, так как служил давно), но это не имеет принципиального значения.
Существует и горизонтальный тип иерархии, связанный с разделением людей по разным функциям в обществе - специальностям. Например: производство, армия, медицина, образование, правоохранение и т.д. Все это - отдельные "вертикали власти" (министерства), связанные между собой через президента. Все эти "вертикали власти" действуют по одному принципу, с которым можно познакомиться в статье «Власть и обратные связи» на форуме.
Некоторые, а может быть даже многие, в эти вопросы никогда не вникали. Некоторым все это может показаться совершенно элементарным, всем известным и банальным. Но не торопитесь, так как здесь окажется много тонкостей, про которые Вы никогда не слышали.
1. Итак, "вертикаль власти", по своему изначальному назначению служит для управления крупными объединениями людей. А вот в чьих интересах - могут быть варианты. Обычно декларируются (провозглашаются) общие (единые) интересы всех людей объединения, но, фактически, так бывает далеко не часто и, как мы это увидим позже, только по вине руководства. Причины могут быть разные, но суть одна - ПРЕДАТЕЛЬСТВО ОБЩИХ (общенародных) интересов.
2. Подчинение в "вертикали власти" идет только "сверху-вниз". Нижестоящие по уровню (рангу) выполняют распоряжения вышестоящих, и только так (по определению). Управляющее воздействие "снизу-вверх" не передается. "Снизу-вверх" могут идти только "сигналы", инициации.
3. Построение "вертикали власти", заполнение ее конкретными людьми (назначение начальников промежуточных уровней) производится тоже только "сверху-вниз". Вышестоящие начальники назначают нижестоящих, а не наоборот. "Снизу-вверх" может быть только предложение (инициация).
Нередко можно слышать наивную демагогию в защиту своего начальника: "Как ему за всем уследить? Нас много, а он один". Нетрудно догадаться, кому выгодна эта наивная демагогия. Естественно - начальнику. Она снимает с него тяжкое бремя ответственности. Начальник стоит во главе структуры, состоящей из людей, которых он назначил и которыми он руководит. Именно он и должен нести наибольшую ответственность. И нести ответственность за назначенных им. Если это провести как закон, то назначения родственников, приятелей, по блату, связям и за деньги прекратятся.
4. Значимость ошибки, либо преступления, цена "успеха-неуспеха" отдельного человека для всего объединения возрастает от уровня к уровню "снизу-вверх", потому как от уровня к уровню возрастают количественные и качественные показатели его деятельности. Например: значимость ошибки президента в 100 миллионов раз выше значимости ошибки рядового исполнителя. Из этого вытекают и требования к личным качествам людей и к уровню их ответственности в зависимости от уровня руководства. Чем выше уровень руководства, тем выше должно быть вознаграждение за успех, но тем суровее должно быть наказание за неуспех. Это должно быть закреплено юридически. Насчет вознаграждения это правило выполняется всегда, а насчет наказания никогда. Часто, даже наоборот. Начальника не наказывают совсем, а ищут "стрелочника". Вот почему руководящие должности считаются "теплыми".
5. Объединение людей с многоуровневой структурой может устойчиво существовать и функционировать в режиме развития, то есть, чем дальше - тем лучше, только если в нем действуют обратные связи как необходимый элемент структуры. Подробнее см.
http://forum.politdialog.ru/viewtopic.php?t=13. Ответственность за организацию обратных связей лежит исключительно на главном руководителе объединения. Это его долг, обязанность и компетенция, что должно быть закреплено юридически.
Таким образом, президент страны (кстати, как и любой другой руководитель) должен обязательно обладать такими качествами, как: честность, порядочность, твердость, мужество, компетентность (владение обратными связями, т.к. без этого компетентность его равна нулю) и патриотизм, т.е. единство его личных интересов с интересами РАЗВИТИЯ своего народа (не ДЕГРАДАЦИИ). Это идеал, к которому надо стремиться. Но чаще всего у такого руководителя оказываются те или иные отклонения от этого идеала, тем более появляющиеся в связи с возрастом, упадком сил, болезнью или длительным нахождением на этом посту ("АБСОЛЬТНАЯ ВЛАСТЬ РАЗЛАГАЕТ АБСОЛЮТНО").
Такими отклонениями могут быть:
- Полное или частичное невыполнение своих обязанностей. Выполнение только приятных, престижных обязанностей (парады, поездки с визитами в другие страны, вручение наград и т.д.).
- Некомпетентность. Отказ от обратных связей или незнание этого принципа.
- Пассивный допуск или активная организация собственной информационной блокады со стороны своего "окружения".
- Приукрашивание действительности ("показуха").
- Популизм.
- Создание культа своей личности.
- Притязание на личное беззаконие или на беззаконие для своей семьи или других лиц (друзей).
- Притязание на бессрочное закрепление власти за собой или своей семьей.
- Многое другое, имеющее общий мотив - ПРЕДАТЕЛЬСТВО ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ СТРАНЫ ВО ИМЯ ЛИЧНЫХ.
Руководители - люди и ничто человеческое им не чуждо. Проблема же в том, чтобы это входит в противоречие с интересами всей страны (общими). В этих интересах - не допускать ПРЕДАТЕЛЬСТВА.
Существует много способов воздействия на президента, например: отделение законодательной, судебной, СМИ от власти в якобы независимые структуры (2, 3 и 4 власти), а также омбудсман, многопартийность и т.д. Все это мифы. Все они (способы) имеют один общий недостаток (помимо собственных) - зависят от президента, пока он на своем посту.
Есть универсальный способ - "ОСТРАСТКА" президента с помощью универсального же метода "КНУТА И ПРЯНИКА", сдвинутого по времени - до ухода президента со своего поста. Это может быть достигнуто введением в Конституцию и Закон обязательного суда над президентом после его ухода со своего поста с применением сурового наказания ("КНУТ") в случае ПРЕДАТЕЛЬСТВА общих интересов страны и великих почестей и увековечения ("ПРЯНИК") в случае достойного исполнения своих обязанностей.
Оппоненты сразу же возопят: "Никто на таких условиях в президенты не пойдет". Так неужели Вам, дорогие оппоненты, нужен БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ президент? Безответственный президент - это значит и безответственная "структура власти" - безответственные чиновники. Вы этого хотите? Всеобщего бардака? Так он уже есть.
Пост президента страны должен занимать человек исключительных способностей. Самоотверженный герой, настоящий патриот. Введение такого закона отпугнет от власти "слабаков", "растиньяков", что и требуется. А настоящие герои у нас найдутся.
Провести такой закон конечно не просто, но реально. Бюрократам (с главным бюрократом во главе) очень непопулярно (просто смешно) бороться за свою безответственность. Главное - НАЧАТЬ. Популяризация проекта этого Закона, а тем более дебаты в ГД по этому вопросу - и все пойдет. Это может даже стать национальной идеей, так как касается всех, и все ненавидят чиновников в их существующем виде - БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ. Кстати, движение АВН (Армия Воли Народа) взяла такой закон своим лозунгом. Жаль, что они "крайне левые". Спасибо за внимание. Леван.