Алексей К. писал(а):
На близкую тему (плоскость фитировали в пространстве, не прямую в плоскости) мы с
незваным гостьем полялякали
здесь. Это касается именно минимизации суммы квадратов расстояний (т.е.
задача 2).
Ага, вроде нашёл:
Цитата:
Задача с плоскостью (как и дополнительная к ней задача с пространственной прямой) решается довольно просто. Надо найти собственные векторы матрицы (пишу всё по памяти, надеюсь не ошибаюсь, когда-то сам всё это программировал)

(в системе центра тяжести). Ищутся они легко, особенно если программкой, а не формулой...
Собственные значения неотрицательны; соб. вектор, соответствующий максимальному с.з., даёт направление наилучшей МНК-прямой. Чтобы найти его, достаточно взять какое-то первое приближение

и слегка поитерировать:

.
Всё абсолютно верно (вплоть до возможности и фактической необходимости итерирований при

). Тогда полюбопытствуйте (в качестве одного из обещанных доп.вопросов), как всё это обобщается на случай точек произвольной размерности и линейных (в смысле аффинных) многообразий тоже произвольных размерностей.
Действительно, тема это не олимпиадная, а вполне стандартная, хотя и с неким подвохом: встречаются такие, кто с азартом пытается взять её обычным МНК, а напрасно.
Некоторый элемент олимпиадности всё же добавляют первая и третья задачки. Они просты, но решаются совсем по-другому.