Полагаю, не секрет, что почти во всех обычных школах обучение математики принимает весьма извращенную форму: оно превращается в натаскивание на решение типовых задач какого-нибудь ЕГЭ, которые представляют собой неестественные длинные уравнения, "счетную" геометрию и прочие сугубо технические, мало привлекательные вещи. Конечно, техника важна. Но она не должна затмевать красоту и изящество математики.
Я учился в самой обычной городской школе в провинции, не в физико-математической, совсем не блещущей какими-то показателями.
Но с первого по девятый класс у нас были факультативы по математике. Никакой высшей математики там не было - ни теории чисел, ни анализа, ни других разделов, которые обычно проходят в вузе. Но учителя искренне старались заинтересовать учеников - и иногда это получалось.
Причём, вели эти факультативы разные учителя, это не была инициатива кого-то одного.
С первого по третий класс у нас был предмет "Логика и конструирование". Не помню, что там было, да и не особо я на него ходил - но, кажется, какие-то интересные задачки на логику и пространственное воображение. С пятого по шестой класс - предмет "Наглядная геометрия", где нестрого, без доказательств, нас готовили к курсу геометрии, показывали разные интересные факты из планиметрии и стереометрии. С седьмого по девятый класс - просто безымянный "факультатив по математике", где решали разные нестандартные задачи, задачи повышенной сложности, много внимания уделяли модулям и всякому такому, рассказывали про историю математики.
Кроме того, с пятого по одиннадцатый класс учителя устраивали нам математические вечера и конкурсы несколько раз в год. Ничего серьёзного там не было (школа, повторюсь, совсем не сильная и средний уровень учеников довольно низкий) - не было каких-то нетривиальных теорий или натаскивания на олимпиадные задачи. Но было много веселья, и это было доступно всем, а не только лучшим ученикам.
К чему я это говорю? Мне как-то совсем не верится, что такого нет в большинстве других школ. Может, это и не то чего хочет ТС - но заинтересовать учеников математикой в самой средней и обычной школе вполне реально.
И я слышал, что в последнее время в школах уже в обязательном порядке от учителей требуют вводить различные "элективные курсы", "курсы по выбору", где проходить что-то дополнительное к школьному материалу. Конечно, обязаловка - это не очень хорошо, и многие учителя могут использовать это время реально для какого-нибудь скучного "натаскивания на ЕГЭ". Но всё-таки, и не всё так плохо: это возможность для тех учителей, которые заинтересованы в своём предмете, использовать это время под что-нибудь по-настоящему интересное.
Второй состоит в том, что красивые вещи становятся таковыми, когда их красиво преподают. Можно хотеть вставить в школьную программу что угодно красивое, но для этого нужны учителя, которые смогут это красиво преподавать.
Вот с этим полностью соглашусь.
Не нужно стараться ничего вводить "сверху" в школьную программу.
Надо довериться учителям.
Потому что, как бы негативно кто ни относился к известному высказыванию Медведева, сейчас в учителя идут только энтузиасты - это факт. Все остальные не задержатся на этой работе - из-за экстремально низких зарплат, и зачастую очень нездоровой атмосферы отношений между учителями, учениками, родителями и руководством школы.
Значит, всё что можно и нужно делать - не вводить какие-то законы и коррективы в школьную программу, а зажечь и поддерживать огонь энтузиазма в тех, кто будет учителями. Если энтузиазм есть, учителя сами придумают, как сделать свой предмет интересным. Нужно ли для этого рассказывать теорию чисел, или анализ, или решать с учениками олимпиадные задачи, или что-то ещё; учителя сами найдут необходимые для этого источники, продумают свои занятия. Надо только им не мешать.
И здесь самая большая ответственность лежит на вузовских преподавателях. Куда идут выпускники специальности "Математика"?: куда угодно. Кто-то идёт в аспирантуру и становится учёным; кто-то идёт в программисты, в банки, на заводы, или куда-нибудь в совсем не связанные с математикой места; но кто-то идёт в школы.
Поэтому, преподавая математику, вузовские преподаватели должны стараться передать свой энтузиазм, свою любовь к математике своим студентам. Чтобы студенты видели, что математика - это захватывающе. Тогда они передадут эту искру и школьным ученикам. А уж каким образом - придумают сами.
Вот на чём надо сконцентрироваться тем, кто хочет изменить Мир.