Конструктивность - это формальное свойство теории. Типа "если что-то доказали, то можем сразу вычислять". Оно не говорит, что теория отражает реальность в каком угодно смысле.
Спасибо, про реальность я понимаю, поэтому первый вариант сразу отбросил. Мне хотелось бы понять, что все эти слова ("вычислить" или "предъявить") означают на деле, то бишь как именно мы должны проверять конструктивность теории или предъявлять объекты, существование которых она утверждает.
Интуиционистская теория множеств (без аксиомы выбора) конструктивна, но ничуть не менее фантастична, чем классическая.
Я ничего не имею против фантастичности, ибо понимаю, что всякая теория в первую очередь - о воображаемых объектах, которые реальным можно сопоставить, в лучшем случае, только в какой-то специфической ситуации.
Вопрос в том, как проверить конструктивность. Например, я не понимаю, как можно в конструктивном смысле "предъявить" множество натуральных чисел (или если мы говорим о теории множеств - минимальное индуктивное множество). Неужели Вы согласны с тем, что можно сначала принять аксиому бесконечности (т.е. утверждающую существование некоторых объектов), потом
с её помощью доказать единственность какого-то из них (минимального индуктивного множества), а потом сказать: "Вот видите, всё у нас получилось конструктивно"?
Аксиому "существует нечётное совершенное число" добавлять опасно: если такого числа нет, теория может получиться противоречивой.
Вы апеллируете к Платоновской объективной реальности (в которой какие-то числа объективно "есть" или "нет")?
По моим понятиям, натуральные числа - воображаемые объекты, поэтому существуют из них те и только те, которых мы вообразили. Вот если нам удастся вывести противоречие, то нам придётся признать своё воображение неудачным. Но не исключено, что противоречие окажется выводимым только в какой-нибудь весьма сильной мета-теории (например, утверждающей существование какого-нибудь недостижимого кардинала), и тогда перед нами встанет дилемма: Что более спорно, существование нечётного совершенного числа или существование недостижимого кардинала?
полученная теория не будет конструктивной! Дело в том, что принцип "в каждом непустом множестве натуральных чисел есть наименьшее" не выводим в интуиционистской теории (он выводится от противного из математической индукции по натуральным числам)
О, вот это интересно. Т.е. Вы утверждаете, что разница между "конструктивной" теорией множеств с аксиомой бесконечности и "неконструктивной" арифметикой с аксиомой существования нечётных совершенных чисел заключается в том, что в первой выводимо существование минимального индуктивного множества, а во второй невыводимо существование минимального нечётного совершенного числа?
Давайте поищем различия в доказательствах. В теории множеств мы строим формулу, утверждающую, что некое множество
содержит те и только те элементы, которые есть в любом индуктивном множестве. В силу аксиомы бесконечности такое множество существует и является индуктивным, а в силу аксиомы объёмности оно единственно. В арифметике мы строим формулу, утверждающую, что некое число
является нечётным совершенным и при этом не больше любого нечётного совершенного числа. В силу нашей аксиомы такое число существует, а в силу того, что оно не больше любого нечётного совершенного числа, является единственным. В чём неконструктивность?