На другом форуме возник следующий вопрос.
Есть известная задача: Утка плавает в озере круглой формы. Лиса хочет Утку съесть, а Утка хочет добраться до берега чтобы пощипать траву. Может ли Утка добраться до берега озера и пощипать травы если скорость Лисы в 4 раза больше скорости Утки?
Ответ на эту задачу известен: может. Обычно приводятся такие рассуждения. Если Утка плывет по окружности, а Лиса бежит по берегу озера, то угловая скорость Утки может быть больше угловой скорости Лисы пока радиус окружности по которой плывет Утка меньше радиуса озера в 4 раза. Таким образом, Утка может встать в такую позицию относительно Лисы, что Лисе надо будет пробежать половину длины окружности озера, а Утке проплыть 3/4 радиуса озера, так что Утка успеет.
При вышеописанной стратегии Утки и Лисы получается так, что предельное соотношение их скоростей, при котором Утка и Лисы прибывают к берегу одновременно, равно

, при бОльше скорости Лиса Утку ловит.
Однако, при другой стратегии Утки, получается что и при бОльшем чем

соотношении скоростей, Утка добирается до берега раньше чем Лиса.
Пусть у нас есть декартовы координаты с центром в середине озера.
Пусть радиус озера равен единице, скорость Утки тоже равна единице. Пусть скорость Лисы в

раз больше скорости Утки.
Тогда предельный радиус окружности, где угловая скорость Утки больше угловой скорости Лисы, равен

.
Тогда Утка всегда может встать в позицию так что её координаты равны

при том что координаты Лисы будут

. Пусть это будет начальная позиция.
Из начальной позиции Утка начинает движение параллельно и однонаправленно с

и как только Лиса побежала против часовой стрелки, Утка сразу поворачивает на

. Считаем, что этот маневр занимает пренебрежимо малое время. Он нужен для того, чтобы Лиса побежала против часовой, и далее в каждый момент времени угол между Лисой и Уткой будет только сокращаться так что Лисе нет резона поворачивать обратно. Соответственно, будем считать что Утка с самого начала плывет к берегу по прямой

, а Лиса бежит против часовой стрелки.
На картинке ниже большая окружность - озеро, радиус 1. Малая окружность - "безопасная окружность", радиус

.

- начальное положение Лисы,

- начальное положение Утки,

- расстояние которое надо проплыть Утке.
Дуга

против часовой стрелки - расстояние которое надо пробежать Лисе.

То есть путь Лисы показан красным, путь Утки - синим.
Если я всё верно посчитал, то уравнение равенства времени в пути Лисы и Утки такое:

где

- во сколько раз скорость Лисы больше скорости Утки.
Его решение (численное, спасибо Вольфраму)

и это больше чем

.
Вопрос, собственно: какова все-таки оптимальная стратегия Утки и Лисы и каков предел по отношению скорости Лисы и Утки при котором Лиса еще не ловит Утку.
Ответ мне неизвестен, но выше вроде бы показано что при отношении скоростей

Утка убегает.