2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В раздел Пургаторий будут перемещены спорные темы, относительно которых администрация приняла решение о нецелесообразности продолжения дискуссии.
Причинами такого решения могут быть, в частности: безграмотность, бессодержательность или псевдонаучный характер темы, нарушение автором принципов ведения дискуссии, принятых на форуме.
Права на добавление сообщений имеют только Модераторы и Заслуженные участники форума.



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Что после науки?
Сообщение15.01.2018, 01:14 


08/03/17

90
Современный «идеал познания» в виде точной формулы — это атрибут механистического контекста восприятия мира. Действительно, в условиях достаточного количества точных знаний, восприятие мира как механизма выглядит естественным — например, именно такое отношение позволит построить точный алгоритм действий к столь же точно понятной цели. Наделив мир свойством состоять из элементов, как деталей сложного механизма, подчиняющихся точным алгоритмам взаимодействий, можно понять эти алгоритмы и затем воспроизводить их с пользой для себя. Однако возможность алгоритмизации природы, а значит, таким образом, и возможность её познания, ограничена (это утверждение можно обосновать отдельно).

По-видимому, в целом существенная неполнота знания — это естественное положение вещей, так как в силу особенностей собственного устройства, определяющего как наши возможности, так и их границы, мы не можем узнать всё. Однако, может быть, что предел познания лежит глубже, чем это видится в попытках разделить мир на элементы и найти алгоритм их связи? С другой стороны, всё время эволюции социума ход познания последовательно приближал человека от общих идей о сути мира в религиях через более конкретные формулировки философских суждений именно к нынешним формулам физики. Возможен ли здесь какой-то принципиально новый этап?

Каждый тип теорий приобретал смысл в своём метафизическом контексте, начиная от самого древнего отношения к миру, как к живому существу, когда возникла религия, затем мира прямо связанного с сознанием и потому кажущегося умопостижимым, когда возникла философия, до мира механистического, когда проявился смысл у эксперимента и возникла современная наука. Поэтому и новый этап также должен быть связан с выделением в опыте нового контекста, в котором приобретут смысл новые типы теорий и новые методы исследований. Но возможен ли новый контекст или механистический мир — это итог эволюции познания?

Суть контекстов — уточнение смысла естественного отношения к окружающему в разных условиях. Например, и сейчас в важной ситуации, когда нет возможности рационально повлиять на её исход, всем присуще злиться на предметы, жалеть или уговаривать их, взывать к окружающему как будто оно живое и может помочь, обещая взамен изменить поведение в лучшую сторону, пожертвовать чем-то важным. В условиях малых знаний о мире этот контекст был основным, по мере накопления опыта его значение уменьшалось, за счёт расширения границ других контекстов — тем не менее все они представлены в опыте каждого человека, поэтому например, можно одновременно быть верующим, иметь развитые философских взгляды и заниматься наукой. В то же время сказанное означает, что и новый метафизический контекст, если он в принципе возможен, также должен быть уже представлен в нашем опыте, пусть и минимально. Может ли быть, что в опыте действительно остаётся незамеченным что-то подобное?
***

Возможен и другой вариант развития событий, отчасти более понятный, так как в некотором смысле это вариант «регрессивный». Уровень знаний влияет на восприятие мира и тем самым определяет стремления — например, в прошлом жизнь не менялась веками, познание по большей части носило характер общих идей о бытии мира и человека, новшества практического характера были редки, поэтому в массе людей естественным было считать традиционный уклад необходимым условием правильной жизни. Прогресс в его нынешнем виде интенсивного развития технологий, и в результате появление привычки к новому, ориентир на науку и объективное знание, ожидание от науки непременного и активного улучшения жизни — есть достижение фактически последней сотни лет. Поэтому если технологический прогресс возможен только в механистическом контексте, то, исчерпав ресурсы, прогресс остановится — по крайней мере в его нынешней активной фазе, вследствие чего снова поменяются и стремления.

Как и в случае выше, сложно предположить, какой «идеал познания» будет в таком обществе — не рассматривая пессимистические сценарии, вероятно, обществе технологически много более развитом, чем общество нынешнее, с высоким уровнем жизни. Может быть, на первый план выйдет красота знания, а не объективность?

 Профиль  
                  
 
 Posted automatically
Сообщение15.01.2018, 01:39 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
 i  Тема перемещена из форума «Свободный полёт» в форум «Пургаторий (Св)»
Причина переноса: думаю, еще одну длинную и бессмысленную тему мы разводить не будем.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group