Последний раз редактировалось Salen 15.01.2018, 01:37, всего редактировалось 8 раз(а).
Современный «идеал познания» в виде точной формулы — это атрибут механистического контекста восприятия мира. Действительно, в условиях достаточного количества точных знаний, восприятие мира как механизма выглядит естественным — например, именно такое отношение позволит построить точный алгоритм действий к столь же точно понятной цели. Наделив мир свойством состоять из элементов, как деталей сложного механизма, подчиняющихся точным алгоритмам взаимодействий, можно понять эти алгоритмы и затем воспроизводить их с пользой для себя. Однако возможность алгоритмизации природы, а значит, таким образом, и возможность её познания, ограничена (это утверждение можно обосновать отдельно).
По-видимому, в целом существенная неполнота знания — это естественное положение вещей, так как в силу особенностей собственного устройства, определяющего как наши возможности, так и их границы, мы не можем узнать всё. Однако, может быть, что предел познания лежит глубже, чем это видится в попытках разделить мир на элементы и найти алгоритм их связи? С другой стороны, всё время эволюции социума ход познания последовательно приближал человека от общих идей о сути мира в религиях через более конкретные формулировки философских суждений именно к нынешним формулам физики. Возможен ли здесь какой-то принципиально новый этап?
Каждый тип теорий приобретал смысл в своём метафизическом контексте, начиная от самого древнего отношения к миру, как к живому существу, когда возникла религия, затем мира прямо связанного с сознанием и потому кажущегося умопостижимым, когда возникла философия, до мира механистического, когда проявился смысл у эксперимента и возникла современная наука. Поэтому и новый этап также должен быть связан с выделением в опыте нового контекста, в котором приобретут смысл новые типы теорий и новые методы исследований. Но возможен ли новый контекст или механистический мир — это итог эволюции познания?
Суть контекстов — уточнение смысла естественного отношения к окружающему в разных условиях. Например, и сейчас в важной ситуации, когда нет возможности рационально повлиять на её исход, всем присуще злиться на предметы, жалеть или уговаривать их, взывать к окружающему как будто оно живое и может помочь, обещая взамен изменить поведение в лучшую сторону, пожертвовать чем-то важным. В условиях малых знаний о мире этот контекст был основным, по мере накопления опыта его значение уменьшалось, за счёт расширения границ других контекстов — тем не менее все они представлены в опыте каждого человека, поэтому например, можно одновременно быть верующим, иметь развитые философских взгляды и заниматься наукой. В то же время сказанное означает, что и новый метафизический контекст, если он в принципе возможен, также должен быть уже представлен в нашем опыте, пусть и минимально. Может ли быть, что в опыте действительно остаётся незамеченным что-то подобное? ***
Возможен и другой вариант развития событий, отчасти более понятный, так как в некотором смысле это вариант «регрессивный». Уровень знаний влияет на восприятие мира и тем самым определяет стремления — например, в прошлом жизнь не менялась веками, познание по большей части носило характер общих идей о бытии мира и человека, новшества практического характера были редки, поэтому в массе людей естественным было считать традиционный уклад необходимым условием правильной жизни. Прогресс в его нынешнем виде интенсивного развития технологий, и в результате появление привычки к новому, ориентир на науку и объективное знание, ожидание от науки непременного и активного улучшения жизни — есть достижение фактически последней сотни лет. Поэтому если технологический прогресс возможен только в механистическом контексте, то, исчерпав ресурсы, прогресс остановится — по крайней мере в его нынешней активной фазе, вследствие чего снова поменяются и стремления.
Как и в случае выше, сложно предположить, какой «идеал познания» будет в таком обществе — не рассматривая пессимистические сценарии, вероятно, обществе технологически много более развитом, чем общество нынешнее, с высоким уровнем жизни. Может быть, на первый план выйдет красота знания, а не объективность?
|