OdinУ меня есть информация, которая может быть интересной для Вас.
Начну с известной среди биологов метафоры. Представьте, что двое рабочих строят одну стену. Оба готовят для себя раствор и скрепляют им кирпичи. Когда стена построена, очень легко определить, какой вклад внёс в строительство каждый из рабочих --- просто надо посчитать объем кладки, выполненной одним и другим. Получится, например, что первый сделал 54% кладки, а второй --- 46%.
(Оффтоп)
Я это попробую в виде формулы изобразить. Скажем,
--- это объем выполненной работы (в процентах),
и
--- скорости, с которыми работают первый и второй рабочий (процентов кладки за час),
--- время их работы. Тогда
Вот, что-то такое.
Теперь другой вариант. Однин рабочий умеет делать раствор, а другой --- класть на него кирпичи. Они работают в паре. Можно ли определить, какой вклад внёс каждый из них в строительство стены? Здесь нет линейности. (Если я не ошибаюсь, именно так говорят математики.) Если один из них не будет работать, то кладки не будет.
(Оффтоп)
Не уверен, но будет похоже на такую формулу:
И размерности скоростей немного изменятся, это будут не проценты кладки в час, а проценты замеса раствора, необходимого для строительства всей стены, в час, и процент укладки кирпичей, необходимых для строительства всей стены, в час.
(В экономике такая штука зовётся
производственной функцией Леонтьева.)
Знаете, ведь наследуются не признаки.
Наследуется норма реакции, то есть функция зависимости фенотипа от условий среды.И есть недопонимание термина "наследуемость". В статьях часто пишут: "Наследуемость равна 50%". Ну, и люди думают, что какой-то признак на 50% определяется генами, а на 50% средой. Это не так. Наследуемость --- это мера возможности различить генотипы по фенотипу.
Например, у нас есть два сорта пшеницы. У одного стебелёк низенький, а у другого высокий. Мы высеваем их вперемешку на одно поле. Через определённое число дней мы идем на поле с линейкой и отбираем стебельки по какому-то росту: меньше, скажем, 55 см --- в одну кучку, а больше или ровно 55 --- в другую. Если окажется, что в одной кучке почти все стебельки одного сорта, а в другой --- другого, то наследуемость высока (близка к 1). Если они и там и там вперемешку, то наследуемость низкая.
Но самое главное. В других условиях наследуемость может измениться. Например, первый раз мы растили пшеницу при довольно низкой температуре, и один сорт не смог нормально при ней расти. А второй раз растим при температуре, которая более-менее оптимальна для обоих сортов, и выясняем, что высота стебля при таких условиях имеет низкую наследуемость, то есть в этих условиях разделить два генотипа по признаку высоты стебля невозможно.
К оценкам наследуемости у людей нужно подходить осторожно, помня о том, что такое "наследуемость", и о том, что, изучая людей, невозможно поставить такие эксперименты, как с пшеницей (обеспечить строго одинаковые условия или контролируемо варьировать их). Ученые стараются, конечно, сравнивать близнецов и прочее, но там свои сложности и подводные камни.
Вот, гляньте,
на график и объяснение. Наши опыты с пшеницей --- это правый график (там, правда, в объяснении про коров, но разницы нет.)
Иными словами, на вопрос
Как вам кажется, что больше влияет на темперамент, наклонности, таланты человека: воспитание или ДНК, враждённость?
нельзя ответить, потому что отсутствует линейность.
-- 28.06.2017, 01:06 --Первым, кто употребил метафору "раствор и кирпичи", был, кажется,
Richard Lewontin. Вот его статья
"The analysis of variance and the analysis of causes" (1974).