Здравствуйте.
Начну с примеров.
Мы второй семестр осваиваем "высшую алгебру"
смесь из элементарной линейной алгебры и абстрактной алгебры. Там мы немного копнули теорию групп. Так вот, когда мы изучали эту теорию, нам давали много задач на исследование абсолютно искусственных групп. Ну, грубо говоря, есть группа
с каким-то там действием вроде
, и надо исследовать его подгруппы, находить образующие, составлять таблицы Кэли и т.д. В процессе работы с задачниками, я узнал о существовании "классических групп малых размерностей". Это простенькие группы (вроде групп вращения, групп Диэдра, группы симметрий, группы подстановок), и они очень естественны, и работать с ними легко и приятно. Мне показалось, что если бы нам давали задачи по этим группам, то наши практические занятия были бы намного содержательней.
А вот пример из матанализа. Во втором семестре нам дают много задач на исследование поведения функций, заданных в виде интегралов (определенных, с переменными пределами). Порою встречаются очень "хитрые" интегралы. Но по книжкам я узнал про один очень простой и эффективный метод решения таких задач: надо разложить подынтегральную функцию в ряд, проинтегрировать его и оценить интеграл от остатка этого ряда. При таком подходе достаточно уметь интегрировать полиномы
и все. Так как функции в учебных задачах почти всегда хорошие (бесконечно дифференцируемые), то этот метод превращает их всех в обычную рутину. Имхо, если бы вместо того, чтобы давать задачи указанного типа, нас пораньше познакомили бы с этим методом и сконцентрировались бы на более интересных вещах, например, на спецфунциях и на работу с функциями, которые неадекватно ведут себя в окрестности точки, например, быстро осциллируют, разрываются или еще там что-то вытворяют, то это было бы гораздо интереснее.
А вот сейчас я решил такую задачу (по алгебре мы дошли до темы "кольцо многочленов", там мы имеем дело с алгебраической замкнутостью комплексных чисел, и мы попутно затронули комплексные числа): найти
Мне пришлось возвести соответстующее комплексное число в пятую степень и, воспользовавшись формулой Муавра, получить многочлен пятой степени, найти его корни на маткаде и подогнать свое решение под полученный ответ. Эта задача ничего интересного из себя не представляет, кроме того, что в ответе получается золотое сечение. После решения этой задачи я не узнал ничего нового о комплексных числах. И таких задач в нашем курсе
подавляющее большинство. А жаль, вместо такой рутины, можно было потратить семинар, скажем, на знакомство с рядами, состоящими из комплексных чисел, дать доказательство (строгое) формулы Эйлера.
Что я хотел показать этими примерами? То, что в университетах зачастую дают абсолютно рутинные, несодержательные, и притом технически сложные задачи, тогда как есть возможность на том же самом материале придумать море живых и интересных задач.
Как Вы думаете, оправдано ли наличие рутинных задач вообще? Почему их так много в университетах? Есть ли от них какая-нибудь польза?