Но в школе простых путей не ищут...
А там слов таких не знают. Что же обижаться на них...
Мне показалось, что упор на теорему Гаусса развивает в некоторой степени чувство симметрий, которое позволяет более чётко их видеть. Вот, например, весьма изощрённая задача, которая интегрированием "в лоб", по-моему, как-то очень плохо решается:
С какой силой расталкиваются грани равномерно заряженного правильного тетраэдра с плотностью заряда и длиной ребра ?Решение "в лоб" предполагает взять на каждой грани элемент, сосчитать на нём напряжённость (три поверхностных интеграла), потом вычислить силу, с которой остальные заряды действуют на этот элемент, и просуммировать по всем элементам одной грани (ещё один интеграл). Потом, строго говоря, надо сделать это для остальных трёх граней, то есть ещё 12 интегралов. Правильность тетраэдра и равномерность заряда позволяют сказать, что для остальных граней будет всё то же. Поэтому надо будет найти "всего лишь" четыре поверхностных интеграла.
(Школьное решение)
Если же мы облачим заряженные поверхности тетраэдра в некоторую тетраэдрическую оболочку, одна сторона которой на чуть-чуть побольше него, а вторая на чуть-чуть поменьше, то можно найти, что полный поток через оболочку
, где
— полный заряд одной грани тетраэдра, равен учетверённому потоку через одну из её граней из симметрии. В свою очередь, поток через одну грань оболочки равен (поток от трёх граней) + (поток от ближайшей грани). Поток от ближайшей грани фактически равен
(см. решение задачи о напряжённости от бесконечной плоскости), а суммарный поток от остальных трёх граней даёт силу, которая действует на грань площади
. Отсюда сразу получаем, что