2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 14:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
fred1996 в сообщении #1192279 писал(а):
Если вы не в курсе, то дети в школе до сих пор пользуются законами Ньютона.

Я в курсе, что детям до сих пор пудрят мозги Бором. Это одно из главных преступлений школьной программы по физике, но я с этим ничего поделать не могу, кроме как объяснять правду. Кстати, это относится к советской / российской школе, а что в США - я не в курсе.

Однако, человек, претендующий на то, чтобы чему-то учить, должен эти очевидные вещи понимать. То, что вы пытаетесь их оспорить, ставит крест на вашей квалификации.

А законы Ньютона - вещь хорошая, ими не только дети пользуются, но и все "макроскопические" инженеры и учёные.

fred1996 в сообщении #1192279 писал(а):
И нигде не говорится, что это все вранье.

Мягко говоря, не так. Везде в хороших учебниках говорится, что она устарела и неадекватна. Это и есть слово "враньё".

fred1996 в сообщении #1192279 писал(а):
Детям в школе не рассказывают о том, что магнетизм, это просто расширение электростатики на движущиеся системы с помощью СТО.

Ну и правильно, потому что это неправда.

fred1996 в сообщении #1192286 писал(а):
Почему ее не надо изучать?

Потому что в абсолютном большинстве случаев, модель Бора изучают не кроме правильной квантовомеханической модели, а вместо.

Если подразумевать "после изучения настоящей КМ", как дополнительный материал - то её изучать можно, никаких проблем. Но это где-то (по-советски) 3 курс вуза, не меньше (примерно graduate). И в вузах соответствующей направленности. А если речь о школьниках и о читателях науч-поп-литературы - то вспоминание модели Бора приносит только вред, как и упоминание мирового эфира.

fred1996 в сообщении #1192286 писал(а):
Я задал в заглавном посте вполне конкретный вопрос, как объяснить школьникам ковалентную и ионную связь без привлечения квантовой механики.

Довольно хорошие объяснения, мне помнятся, были в книжке
Фримантл. Химия в действии. В 2 томах.

fred1996 в сообщении #1192301 писал(а):
И у меня под руками 2 самые распространенные американские книжки университетских курсов общей физики с элементами modern physics. Это Холидей и Резник, Янг и Фридман.

Что ж, значит, это вредные книжки. Жаль, ничего не поделаешь.

Настоящие книжки про КМ должны рассказывать про многочастичную волновую функцию и её антисимметричность.

fred1996 в сообщении #1192301 писал(а):
И далее рассказывается, что в дальнейших деталях, когда вводятся дополнительные квантовые числа, современная модель дает лучший результат.

Нет, это враньё. На самом деле, модель Бора даёт абсолютно непригодный результат, а часто вообще никакого. Это нельзя назвать "тут лучше, там хуже". Это радикальная разница.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 14:24 
Аватара пользователя


11/12/16
13859
уездный город Н
Munin
Хорошо, модель Бора рассказывать нельзя. Но что рассказывать шестиклассникам? Они же спрашивают, сволочи такие. Хотя преподаванием школьникам не занимаюсь, вопрос представляется довольно интересным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 14:35 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Gickle в сообщении #1192307 писал(а):
fred1996
А какая концепция у модели Бора, не считая "надо как-то объяснить экспериментальные результаты, запостулирую-ка я..."? У меня на Нильса Бора и в мыслях нет наезжать, но вся эта модель атома водрода была просто временным костылём.


Так постулировалось практически одно и то же.
Бор воспользовался предположением де Бройля, что электрон волна, а в атоме еще и стоячая. Шредингер тоже ввел волновую функцию по той же деБройлевской логике.
Ну а стоячая волна Бора просто соответствует сшивке азимутальной части волновой функции, чтобы она была полностью периодичной.
Поэтому и результат то для Энергетических уровней совпал.
Другое дело, что уравнение Шредингера имеет более общий вид чем частный случай атома Бора. Но ведь и квантовая механика в дальнейшем подправлялась своими костылями в виде дополнительных квантований.
Как говорил товарищ Пуанкаре, у любой сущности может быть бесчисленное множество математических представлений. Нам просто надо выбрать наиболее удобное.
А так можно и Солнце заставить вращаться вокруг Земли. Просто такой подход немного усложняет математическую модель.

-- 13.02.2017, 04:15 --

To Munin
Я думаю не вам решать, что может поставить крест на моей квалификации.
В физике много места, а еще больше места для заблуждений.
Я допускаю, что вы правы насчет модели Бора, но это не заблуждение, а просто для меня лично этот вопрос открыт.
О моей же квалификации говорят результаты моих учеников на американских олимпиадах по физике. За 3 года моей практики в этой области вышел на 2-е место среди американских школ по числу медалистов, а по эффективности скорее всего на первое. При этом я не школа, а обычный частный преподаватель.
Для справки. Сейчас американские школьники на физических олимпиадах выступают на уровне российских. Хотя олимпиадное движение по физике здесь зародилось совсем недавно - по настоящему лет 15 назад.

А насчет вывода магнетизма из электростатики + СТО вот передо мной книжка Purcell and Morin. Electricity and Magnetizm. 3 издание. В 5 главе на 30 страницах подробно объясняется, что происходит с движущимися зарядами с Учетом СТО. Откуда берутся силы, которые мы в дальнейшем обзываем магнитными. Подробно с задачками и упражнениями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 15:16 
Заслуженный участник


02/08/11
7003
fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
Но ведь и квантовая механика в дальнейшем подправлялась своими костылями в виде дополнительных квантований.
Что вы имеете в виду?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 15:24 


01/03/13
2614
fred1996 в сообщении #1192194 писал(а):
Говорится, что ионные связи слабее ковалентных, но при этом не объясняется почему.

Ионная связь не слабее ковалентной. Они имеют один и тот же порядок- сотни килоджоулей на моль. Поэтому объяснения почему она слабее не существует.
Если взять тот же хлорид натрия, там чисто ионная связь. Её энергия- это энергия, которая нужна на разрыв атомов на отдельные ионы. Начинаем разрушать кристалл (нагревать)- сначала произойдет разрушение кристалла на двухатомные молекулы с ковалентной связью. Потом продолжим нагревание- произойдет диссоциация молекул на ионы. Т.е. на разрыв ионов из ионной решетки на отдельные ионы нам потребовалось больше энергии, чем на разрыв связей в молекулах NaCl с ковалентной связью. Вот такие вот дела.

Особенность ионной связи это её способность к электролитической диссоциации. Что может ошибочно быть воспринята за слабость связи, но это именно ошибочно. Нужно смотреть на величины энергий связи.

-- 13.02.2017, 17:42 --

При растворении соли в воде происходит не разрушение на отдельные ионы, а на гидротированные ионы- ионы соли связанные ионной связью с молекулами воды. Т.е. ионная связь молекул воды и ионов соли оказывается еще :lol: сильнее ионной связи ионов соли.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 16:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
EUgeneUS в сообщении #1192323 писал(а):
Но что рассказывать шестиклассникам?

Шестиклассники обычно не спрашивают.

Если спрашивают - я бы рассказывал про механику волн. Это и достаточно много, и даёт достаточно хорошее приближение к настоящей КМ. Подробнее здесь: post1170797.html#p1170797

fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
О моей же квалификации говорят результаты моих учеников на американских олимпиадах по физике.

Я так понимаю, квантовой механики эти олимпиады не касались.

Вот и вам не стоит. Если уж вы демонстрируете то, что:
    fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
    В физике много места, а еще больше места для заблуждений.

fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
А насчет вывода магнетизма из электростатики + СТО вот передо мной книжка Purcell and Morin. Electricity and Magnetizm.

Я эту книжку прекрасно знаю. И знаю, где Парселл срезает углы. Если вы хотите настоящего магнетизма и СТО, то вам следует читать что-нибудь уровня ЛЛ-2. В частности, см. § 25, где рассказано о существовании физических ситуаций, в которых магнитное поле принципиально несводимо к электрическому.

warlock66613 в сообщении #1192336 писал(а):
Что вы имеете в виду?

Боюсь, мы щас услышим набор ещё более безграмотных "откровений"...

-- 13.02.2017 16:57:05 --

Osmiy в сообщении #1192339 писал(а):
Ионная связь не слабее ковалентной. Они имеют один и тот же порядок- сотни килоджоулей на моль. ...
Нужно смотреть на величины энергий связи.

Кстати, да.

"Более слабые" связи - это водородные, и ещё слабее, вандерваальсовы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 17:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/16
2395
Снаружи ускорителя
fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
Бор воспользовался предположением де Бройля, что электрон волна, а в атоме еще и стоячая.

Ага... Почти на 11 лет раньше, чем де Бройль свою гипотезу предложил... :lol:

fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
О моей же квалификации говорят результаты моих учеников на американских олимпиадах по физике.

Какие конкретно по формату? :roll: а то там есть зубрежные тесто-олимпиады на умение быстро считать на калькуляторе. Много пед.таланта для них не надо. :lol:

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 18:55 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
О моей же квалификации говорят результаты моих учеников на американских олимпиадах по физике.

Цитата:
Какие конкретно по формату? :roll: а то там есть зубрежные тесто-олимпиады на умение быстро считать на калькуляторе. Много пед.таланта для них не надо. :lol:

Формат USAPHO:
https://www.aapt.org/physicsteam/2017/
И квантовой механики они касаются в простейшем варианте.
Например школьников как-то раз заставили вывести формулу излучения абсолютно черного тела по. Правда по небольшим подсказкам. Или объяснить механизм диамагнетизма тоже исходя из квазиклассики кстати. Не каждый год, но частенько. И даже как-то заставили сосчитать релятивистское столкновение, где очень пригодилось бы умение пользоваться 4-х вектором.

-- 13.02.2017, 08:41 --

fred1996 в сообщении #1192286 писал(а):
Почему ее не надо изучать?

Цитата:
Потому что в абсолютном большинстве случаев, модель Бора изучают не кроме правильной квантовомеханической модели, а вместо.

Если подразумевать "после изучения настоящей КМ", как дополнительный материал - то её изучать можно, никаких проблем. Но это где-то (по-советски) 3 курс вуза, не меньше (примерно graduate). И в вузах соответствующей направленности. А если речь о школьниках и о читателях науч-поп-литературы - то вспоминание модели Бора приносит только вред, как и упоминание мирового эфира.


Не волнуйтесь вы так за американцев.
Берем Янга и Фридмана. Это такая толстая книжица по общей физике в 1500 страниц. Любят американцы тяжелые фолианты. Главы 37-44 посвящены Modern Physics.
Смотрим главу 39. Волновые свойства частиц. Там описана боровская модель.
Далее глава 40. Квантовая механика. Дается "вывод" Уравнения Шредингера и его приложения в одномерном стационарном случае: поведение частицы в бесконечной прямоугольной яме, в конечной яме со сшивкой решений на границе, рассеяние на потенциале ступенька, тунельный эффект, квантовый гармонический осциллятор, и сравнение с классическим.
А далее в главе 41. Структура атома. Приводится Шредингер в сферичесих координатах и расписываются решения для атома водорода, вводятся 4 квантовых числа и рассказывается как они влияют на расщепление энергетических уровней во внешнем магнитном поле (эффект Зеемана). Дается окончательное сравнение с боровским атомом.
Это, конечно, университетский курс. Но в некоторых продвинутых школах этому учат в 11-12 классах. Так же как производным, интегралам и простейшим дифурам.
По крайней мере как составлять дифуры требуется знать для решения некоторых олимпиадных задач.


Цитата:
Настоящие книжки про КМ должны рассказывать про многочастичную волновую функцию и её антисимметричность.

Эк вы хватили. А детей не жалко? :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 19:56 
Заслуженный участник


29/12/14
504

(fred1996)

fred1996 в сообщении #1192409 писал(а):
И квантовой механики они касаются в простейшем варианте.
Например школьников как-то раз заставили вывести формулу излучения абсолютно черного тела по.

Справедливости ради, к квантовой механике эта задача имеет отношение разве что историческое. Формула Планка была получена в 1900 году, то есть лет так за 20 до "рождения" КМ. В университетском курсе эта задача рассматривается где-то в 3-4 семестре, то есть опять же до курса КМ.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 21:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
К квантовой статистике она имеет отношение. Да, вообще говоря, не к квантовой механике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение13.02.2017, 21:55 
Заслуженный участник


29/09/14
1241
fred1996
fred1996 в сообщении #1192325 писал(а):
Я допускаю, что вы правы насчет модели Бора, но это не заблуждение, а просто для меня лично этот вопрос открыт.
Собрался я было тоже выступить здесь с речью против "изучения модели Бора в школе", но вспомнил, что примерно год назад уже писал об этом подробно; поэтому приведу ссылку (пожалуйста, не сочтите это за нескромность): post1090162.html#p1090162 .

И вот ещё такой случай опишу. Однажды сдавал мне экзамен по ФТТ вполне неплохой студент 4-го курса (годом раньше получивший пятёрку и по квантовой механике); всё чётко рассказал, и про блоховские волновые функции и про энергетические зоны... И, когда я ему уже поставил "отлично", он вдруг говорит: "не понимаю только, как всё это увязать с картиной электронных орбит". Спрашиваю: "каких таких ещё орбит?!" А он отвечает: " ну как же, ведь электроны должны летать вокруг ядер по орбитам Бора, - это нам ещё в школе растолковали; непонятно, когда и почему орбиты превращаются в облака вероятности, о которых нам теперь все говорят в институте".

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение02.03.2017, 01:18 


16/07/14
201
Munin в сообщении #1192359 писал(а):
Я эту книжку прекрасно знаю. И знаю, где Парселл срезает углы. Если вы хотите настоящего магнетизма и СТО, то вам следует читать что-нибудь уровня ЛЛ-2. В частности, см. § 25, где рассказано о существовании физических ситуаций, в которых магнитное поле принципиально несводимо к электрическому.

А вот я прочел, параграф называется инварианты поля, издание за 62 год, в параграфе написано: "...Преобразованием Лоренца можно всегда достичь того, чтобы $\textbf E$ и $\textbf H$ получили любые значения, удовлетворяющие только условию, чтобы $E^2 - H^2$ и $\textbf EH$ имели заданные определенные значения..." еще написано про частные случаи равенства нулю обоих инвариантов или по одному, но ситуации "в которых магнитное поле принципиально несводимо к электрическому" вроде не подчеркнуты. Товарищ Munin поясните для отстающих, какие ситуации вы имели ввиду, очень уж интересно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение02.03.2017, 02:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
specialist в сообщении #1196423 писал(а):
…ситуации "в которых магнитное поле принципиально несводимо к электрическому" вроде не подчеркнуты. Товарищ Munin поясните для отстающих, какие ситуации вы имели ввиду, очень уж интересно.
Хм. А я открыл книжку и в течение минуты нашёл. Правда, там эти ситуации действительно "не подчёркнуты" (слова "принципиально не сводимо" отсутствуют), но явно указаны. Как раз там, где рассматривается случай $\mathbf{EH}=0$. Если что, у меня издание 1973 года.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение02.03.2017, 07:06 


16/07/14
201
Спасибо, на этот случай я и думал, вопросов больше нет

 Профиль  
                  
 
 Re: Ионная и ковалентная химические связи
Сообщение02.03.2017, 15:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
specialist
Как по-вашему, если инвариант $E^2-H^2<0,$ то как свести магнитное поле к электрическому?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 71 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group