2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 19:28 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Мне кажется, общих методик вообще быть не может в обучении.
Это как нет общих рекомендаций, кому какая еда полезнее.
Конечно, когда ведешь класс, приходится придерживаться усредненного подхода, что не есть хорошо.
Но с индивидуальными занятиями надо следить за блеском в глазах.
А лучше всего пытаться облечь в игровую форму.
По моему опыту скучных вещей в физике, например, просто нет.

Или, как вам такая форма обучения?
Я в свое время довольно поздно (в 25 лет) заинтересовался игрой го.
Правила очень простый, но, чтобы пришло какое-то реальное понимание, ну хотя бы на уровне первого дана, нужен минимум год интенсивных занятий (игр).
Причем очень большую часть занимает просмотр партий прфессионалов.
Ты не понимаешь, какой реальный смысл стоит за многими ходами, но пытаешься сам слепо копировать их в своих партиях. И на сотый раз появляется какой-то проблеск.
Я далек от мысли, что физику надо преподавать как го, но иногда надо и как го.
В общем при индивидуальном обучении я забываю про все методики и просто настраиваюсь на волну ученика и пытаюсь ее резонировать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 19:36 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
fred1996 в сообщении #1195613 писал(а):
А лучше всего пытаться облечь в игровую форму.

Никогда не поддержу такой подход. Если физика (например) интересна, то никакая игра не нужна. Если неинтересна - никакая игра не поможет.

Я знаю, это сейчас модно. Лет пять назад пришлось (именно пришлось) послушать такого большого методиста, который говорил про то, что нужно со студентами использовать игровую форму обучения. Зато эта дама моментально свернулась, когда ей был задан конкретный вопрос: что делать, если студент на семинаре спит - вот конкретно что делать. А возбудился какой-то дядя из слушателей, который стал обвинять коллегу, задавшего вопрос, во всех смертных грехах. Начиная с того, что ему ничего не интересно. Эх, далеки они от народа студентов, эти методисты...

А общие рекомендации могут быть. Но они будут слишком общие, чтобы их можно было взять и применить...

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение26.02.2017, 20:39 
Аватара пользователя


08/08/14

991
Москва
Учите в смысле. Проклятый андроид исправляет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение27.02.2017, 05:10 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Metford в сообщении #1195619 писал(а):
fred1996 в сообщении #1195613 писал(а):
А лучше всего пытаться облечь в игровую форму.

Никогда не поддержу такой подход. Если физика (например) интересна, то никакая игра не нужна. Если неинтересна - никакая игра не поможет.


Я речь веду не о студентах а о школьниках.
К вам приходит человек, который еще сам не знает, что ему нравится или нет.
Может вы как-раз тот человек, который и поспособствует его выбору или невыбору.
Мне в школе всегда нравились науки. Сначала математика, потом физика и даже химия с биологией. И химичка была сначала классная и все было тип-топ. А потом пришла новая химичка - заслуженный учитель с регалиями. И отрубила мне весь интерес к химии напроч.
Так вот я и ушел на физфак.
Сейчас вот преподаю школьникам частным образом физику. Есть ребята, которых вел практически с нуля. И теперь они только физикой и грезят.
Так что не все в этом мир предопределено.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение27.02.2017, 16:14 
Аватара пользователя


03/08/14
1040
Важнее не это
В одном учебнике физики встретил цитату Конфуция
"Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь." ©

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение27.02.2017, 16:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
fred1996 в сообщении #1195710 писал(а):
Есть ребята, которых вел практически с нуля. И теперь они только физикой и грезят.

С этим достижением можно поздравить. Говорю без всякого подтекста.
Временами очень жалею, что нет у меня возможности заниматься с одним-двумя студентами с нуля - и до победного. В этом смысле могу только по-хорошему Вам позавидовать.
И ещё у Вас фраза была насчёт того, чтобы "настраиваться на волну" обучаемого - это поддерживаю. Только опять же - это пока обучаемых немного... Максимум, что удаётся - разбить для себя аудиторию на три части и следить за тем, что происходит в каждой из них.

fred1996 в сообщении #1195710 писал(а):
Я речь веду не о студентах а о школьниках.

Тут спорить не буду: с ними не работал. Наверное, со школьниками можно и так. Только тогда требуется, чтобы ещё и учитель "края наблюдал" - чтобы игра не становилась перманентной, и отношение к предмету - соответствующим. Это вторая сторона медали: не только ученики бывают разные, но и учителя :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 02:28 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Честно говоря, мне кажется, преподавание в аудитории целому потоку или даже группе постепенно отмирает как неэффективное.
Честно скажу, я сам практически бесполезно просидел на большинстве лекций по спецкурсам.
Сходу понять о чем там шла речь я был не в состоянии. А конспекты в писал отвратительно.
Зато под рукой всегда были конспекта прилежных девочек. По ним только и разбирался.
Так что смысла в преподавании по старинке не вижу никакого.
Тем более в сети уже полно прекрасных видеолекций как на русском, так и на английском.
И еще остаются частные уроки, которые ничто не заменит. Единственно, не многие родители могут себе позволить частных преподавателей. Но, поверьте, это очень хорошее вложение средств в детей, которое потом окупается сторицей.
Сам я в советское время недооценивал частного преподавания ввиду скудости бюджета большинства советских семей.
Ну а что касается американских вузов, то здесь уже больше половины предметов переведены на онлайн курсы. Что для большинства теоретических дисциплин вполне оправдано. Составляешь курс, домашние задания, тесты, даешь периодически консультации опять же онлайн по специально выделенным конференциям.
Кстати, что касается подготовки к олимпиадам, то большинство моих подопечных проживает вообще в других штатах. Общаемся по скайпу. Ну этот крнтингент уговаривать не надо. Они уже настроены на позитив. На днях объявят результаты первого тура всеамериканской олимпиады по физике. Думаю, моих там не меньше десятка пройдет в финал, который состоится в конце марта.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 12:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
fred1996 в сообщении #1196432 писал(а):
Сходу понять о чем там шла речь я был не в состоянии. А конспекты в писал отвратительно.
Зато под рукой всегда были конспекта прилежных девочек. По ним только и разбирался.
Так что смысла в преподавании по старинке не вижу никакого.

Это всё говорит плохо о вас, но не о практике писать конспекты. Этому надо учиться, и к моменту спецкурсов это умение уже должно быть освоено.

fred1996 в сообщении #1196432 писал(а):
И еще остаются частные уроки, которые ничто не заменит.

Вы этим зарабатываете, но по сути это паллиатив.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 12:52 
Аватара пользователя


11/12/16
14039
уездный город Н
Про игры.

Способность играть - это врожденная способность к обучению. Выработанная настолько давно, что наши предки жили в норах и имели хвосты.
С возрастом способность (и желание) играть снижается, также снижается способность к обучению. ИМХО, это даже не два похожих процесса, а один и тот же процесс.

Настороженное отношение к "игровой форме обучения", может быть связана со следующими факторами:
1. Возраст, товарищи, возраст. Вам самим уже не хочется играть.
2. Мнение, что игра предполагает панибратство. Это предрассудок.
3. Низкий, ниже плинтуса, уровень методологов по "игровой форме обучения". Никакой методолог не принесет вам серебренную пулю. Пару лет назад была модной тема "игрофикации" и сдулась, как всегда бывает с модными темами. Но мысли там были весьма интересные, а некоторые штучки давали классный эффект. Классический пример - он-лайн головоломка по складыванию белков.

И кулстори из жизни. Девочка-школьница. Пионерка и отличница. Но началась геометрия, и начались проблемы. Не понимает, хоть плачь. Родители нашли репетитора. Репетитор при первой встрече сказал такую мантру: "Понимаешь ли, девочка. Геометрия - это такая игра. А в ней есть правила, называются аксиомы". И что-то щелкнуло в голове молодого дарования, после чего осталось догнать пропущенные темы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 13:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
fred1996 в сообщении #1196432 писал(а):
Тем более в сети уже полно прекрасных видеолекций как на русском, так и на английском.

Вот как относиться к этой форме - я пока для себя не решил. Сам я выберу её только в самую последнюю очередь, если очень будет нужен именно этот материал и напрочь будет отсутствовать литература (книги или статьи). Но насколько хорошо другие воспринимают такую форму подачи материала - не знаю... Опять-таки, ясно, что тут дело индивидуальное, но другие мнения тоже интересно было бы знать.
fred1996 в сообщении #1196432 писал(а):
я сам практически бесполезно просидел на большинстве лекций по спецкурсам.

Munin прав: это не показатель.
fred1996 в сообщении #1196432 писал(а):
мне кажется, преподавание в аудитории целому потоку или даже группе постепенно отмирает как неэффективное.

Не знаю... Чем плохо, когда лекция читается потоку? Семинар - дело другое. Там нужно, чтобы у преподавателя каждый студент был на виду. И то - если бы в учебных группах было не больше десяти человек, это было бы вполне достижимо. Да и в целом насчёт эффективности - неубедительно. Для меня во всяком случае.

EUgeneUS в сообщении #1196496 писал(а):
Способность играть - это врожденная способность к обучению.

Сомнительно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 13:21 
Заслуженный участник


02/08/11
7014
EUgeneUS в сообщении #1196496 писал(а):
кулстори из жизни
Не очень понятно, какое отношение эта "кулстори" имеет отношение к игровой форме обучения. (Скорее даже понятно, что никакого отношения не имеет.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 14:39 
Аватара пользователя


11/12/16
14039
уездный город Н
Metford в сообщении #1196503 писал(а):
Сомнительно.


Мне удивительно, что сомнительно. Из первого, что попалось под руку:
Цитата:
Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздостроительного поведения.


Цитата:
Большую популярность получила теория Гросса («теория инстинктивности»), исходящая из развивающей роли игры. Согласно данной теории игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт. У взрослых игра не исчезает, а превращается в рекреационную деятельность, имеющую ценность как дополнение к жизни.


warlock66613 в сообщении #1196505 писал(а):
Не очень понятно, какое отношение эта "кулстори" имеет отношение к игровой форме обучения. (Скорее даже понятно, что никакого отношения не имеет.)


Предложить девочке не зубрить тяжелый предмет, а играть в игру - это дистиллированная игровая форма обучения. Куда уж более "игровее". А что Вы понимаете под "игровой формой обучения"? Вождение хороводов и перекидывание теннисными мячиками?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 15:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
EUgeneUS в сообщении #1196521 писал(а):
Из первого, что попалось под руку

Приведённые Вами примеры относятся к несколько другим навыкам. Мне сомнительно, что обучение, например, точным наукам имеет много общего с "поведенческим репертуаром" и "жизненным опытом". Короче говоря, не верю. Я не к тому, что меня нужно убеждать - просто констатирую факт.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 15:59 
Аватара пользователя


11/12/16
14039
уездный город Н
Metford в сообщении #1196542 писал(а):
Приведённые Вами примеры относятся к несколько другим навыкам.


Я знал. :D Не удержусь от того, чтобы Вас же и процитировать.

Metford в сообщении #1195589 писал(а):
В одном задачнике мне в своё время встретилась отличная фраза (именно в оригинале привожу): "Exercises, whether mental or physical, are meant to be done, not read about!"

Всё тоже самое. "whether mental or physical"

Насколько понимаю, к Вам попадают уже довольно взрослые люди, которые во многом уже утеряли способность и желание к игре. Возможно, Ваш скептицизм связан с этим.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как лучше использовать интерес учеников в учебном процессе?
Сообщение02.03.2017, 17:54 
Заслуженный участник


02/08/11
7014
EUgeneUS в сообщении #1196521 писал(а):
Предложить девочке не зубрить тяжелый предмет, а играть в игру - это дистиллированная игровая форма обучения
Исходя из рассказанного вами, никто не предлагал девочке играть в игру. Просто была проведена аналогия между непонятным (аксиомы и их роль в геометрии) и понятным (правила игры и их роль в игре). Использование аналогий - это известный и довольно мощный приём, но то что аналогия была проведено именно с игрой - иррелевантная случайность.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 75 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group