reptiloidВаш вопрос -- это самый первый парадокс в книге Секей "Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике". Эта книга упоминалась на форуме в других темах.
Секей в книге «Парадоксы в теории вероятностей...» (М.: Мир, 1990) на стр. 14 писал(а):
Однажды Даламберу задали следующий вопрос: с какой вероятностью монета, брошенная дважды, по крайней мере один раз выпадет гербом? Ответ ученого был 2/3, так как он считал, что есть лишь три возможных исхода (герб-герб, герб-решка, решка-решка) и среди них только один неблагоприятный, т. е. когда выпадают две решки. Даламбер пренебрегал тем, что три возможных исхода не равновероятны. Правильным ответом является 3/4, потому что из равновозможных исходов герб-герб, герб-решка, решка-герб и решка-решка только последний является неблагоприятным. Точка зрения Даламбера была даже опубликована в Энциклопедии в 1754 г. в статье «Герб и решетка» ("Croix on pile").
Задача о костях некоторым образом связана с направлениями физики XIX и XX веков. Предположим, что вместо игральной кости мы имеем дело с физическими частицами. Каждая грань кости соответствует теперь фазовой ячейке, в которой частица оказывается случайным образом и которая характеризует состояние частицы. В этом случае игра в кости эквивалентна модели Максвелла — Больцмана для физических частиц. В этой модели, используемой обычно для молекул газа, каждая частица с равными шансами попадает в любую ячейку, так что при описании множества равновозможных исходов следует учитывать порядок так же, как и в задаче о костях. Существует другая модель, в которой частицы неразличимы, и поэтому при подсчете равновозможных исходов порядок не надо принимать во внимание. Эта модель названа именами Бозе и Эйнштейна. Используя эту терминологию, можно сказать, что суть нашего парадокса в том, что игра в кости описывается моделью Максвелла — Больцмана, а не Бозе — Эйнштейна. Следует отметить, что ни одна из этих моделей не корректна для связанных электронов, так как в этом случае в каждой ячейке может оказаться не более одной частицы. Используя терминологию игры в кости, можно сказать, что если на одной кости выпала 6, то ни на какой другой кости 6 уже выпасть не может. Это модель Ферми — Дирака. Возникает вопрос, применение какой модели корректно в конкретной ситуации. (Кроме указанных трех моделей, существует множество других.) Вообще говоря, мы не можем выбрать какую-либо модель, исходя лишь из логических соображений. В большинстве случаев решить этот вопрос позволяют опыт либо наблюдения. Однако в случае с игральной костью очевидно, что корректна модель Максвелла — Больцмана, а в данный момент это все, что нам нужно.