Тема, уже набившая оскомину, но я в последнее время стал сомневаться: а правильно ли я студентам толкую? Или насколько процентов правильно?
Итак, не проходит ни одного учебного года, чтобы кто-то из студентов на первых занятиях по Теории вероятностей (ТВ) не спросил: "....а если монетка на ребро встанет? Я кидал, у меня несколько раз вставала на ребро!"
Мой стандартный ответ:
Мы в данном случае рассматриваем "идеальную монету" или "абстрактную монету" - то есть объект, у которого всего две стороны: орёл и решка. Выпадение орла и решки - равновозможно, и никакого ребра просто нет.
И потом продолжаю: Если же рассматривать реальную монету и попытаться учесть вероятность того, что монета встанет на ребро, то задача становится сложной. Во-первых, что считать событием "монета встала на ребро"? Если монета встала на ребро, покатилась сантиметров пять - а потом упала, то это как расценивать? Встала на ребро или нет? А если всего полсантиметра? Или же только учитывать те случаи, когда монета встала и не упала? Если оценивать событие: встала и не падает, то здесь начинают действовать множество случайных факторов, которые для реальной монеты и реального броска просто все не учесть и невозможно рассчитать такую вероятность.
Далее третий блок рассуждений:
Если уж нам так надо учесть ребро монеты, то надо рассмотреть идеально ровный пол без стен, покрытый вязкой липкой массой (например пластилином). Соответственно, если монета приземляется ребром - то застревает в этой липкой массе - и мы считаем, что она встала на ребро. Тут надо ввести диапазон углов наклона монеты к плоскости пола, при которых будем считать, что монета встала на ребро: например от 80 градусов до 90 градусов. Если меньше 80 градусов, то будем считать, что упала орлом или решкой - в зависимости куда склонилась.
И наконец последний блок рассуждений:
Гораздо более продуктивнее оценивать вероятности падения цилиндрика, чтобы более менее равновероятно было выпадения оснований цилиндра и боковой поверхности.